Град Китеж, на Мологе…

Из различных источников можно узнать, что в 1236 году князь Ярослав Всеволодович принимает Киевское княжение, доверяя сыну Александру (впоследствии Невскому) Великий Новгород. Никто до сих пор не знает по какой причине через два года, в 1238 году, они не пришли на помощь своему старшему брату, Георгию Всеволодовичу Владимирскому, который собрал для решающей битвы с монголами (так называемыми «татаро-монголами») сорокатысячное русское войско, ставшее укреплённым лагерем на границе Владимиро-Суздальского и Новгородского княжеств. Напрасно ждал Великий князь Земли Русской Георгий Владимирский, принявший смертельный бой, Ярослава из Киева и племянника Александра Невского из Новгорода. Где происходило сражение доподлинно неизвестно, но известно, что небольшой отряд Дорожи-воеводы в составе 3000 воинов сразился с татарами на реке Сить, а затем соединился с объединенными русскими войсками.

В летописях также есть упоминание о том, что «…ростовский епископ Кирилл, возвращаясь из Белаозера, и желая видеть место битвы на берегах Сити, в куче мёртвых тел искал Георгиева. Он узнал его по княжескому одеянию, но туловище лежало без головы» (Н.М.Карамзин, т.3, гл.8). Тело Георгия положили, как и тело героя Ситской битвы, его племянника от старшего брата Константина Василька, в Ростовском храме Богоматери.

До сих пор нет ясного ответа и на вопрос, где проходила так называемая «Ситская битва» — на реке Сить или в непроходимых болотах Болотеи? Или ещё вопрос: для чего русскому войску прятаться там, где не было провианта, дорог, оружия, где не было «поля чистого и места твердого»? И почему полководец, одержавший «многия победы» над новгородцами, булгарами и половцами расквартировал полки за десятки вёрст друг от друга по всему среднему и нижнему течению Сити в Божёнке, Могилицах, Шелдомеже, Игнатове, Колычеве, Станилове, Сить-Покровском?

Однако нас в данном исследовании интересует немного другое историческое событие, или даже легенда, связанная с этой битвой — таинственный и легендарный Град Китеж. Считается, что в годы, когда на Святую Русь двинулись полчища хана Батыя, которые грабили города и села, уводили в полон юношей и девушек, у города Малый Китеж суздальский князь Георгий Всеволодович встретил врагов со своей дружиной. Силы были неравными, и князь ушел с остатками войска на лесные берега озера Светлояр, где стоял древний град — Большой Китеж. Отряды Батыя преследовали княжеское войско и у самого города разгромили его. Но войти в град Китеж войско хана не смогло: Бог внял молитвам горожан и спрятал Китеж вместе с домами и храмами на дне озера. И до сих пор раздается из глубин вод звон церковных колоколов, но слышен он только праведникам… Так повествуют предания.

«Сказание о невидимом граде Китеже» начинается так: «Жил в старой Руси, ещё до татарского нашествия — князь Георгий, по отцу Всеволодович, а по родине из славного вольного Пскова, — и был он жития тихого, радостного, святого, а собой прекрасен: ростом высок, телом статен, русоволос, с очами серыми, ясными и светлыми, поступью быстр и величав, а душою, был по истине князь благоверный: великая тишина и радость были в душе князя Георгия. Была у него верная дружина — в князе души не чаяли, князево добро помнили и своим добром ему платили… Основал князь и Великий Китеж — град светлый за лесами дремучими. А путь к нему один, и только праведникам он ведом. Врагу не найти пути к светлому Граду: лес на пути от Малого Китежа к Великому Китежу на сто поприщ. Только раз в году можно видеть Китеж. Только и тогда он виден лишь праведному человеку. Тот на заре приходи к озеру Светлояру, пади на колени, молись и смотри в его светлые пречистые воды. Жди солнца. Ударят первые солнечные лучи и отразятся в чистых водах белые стены Китежа. Молись на храмы Великого Китежа. Внимай великому звону. Но кто его слышал? Тот у кого сердце чисто и кто любит всякое создание Божие».

Озеро Светлояр (Святояр)

В одной из работ русских этнографов XIX века прямо говорится: град Китеж зародился за много веков до принятия Русью христианства и стал духовно-мистическим центром славянского язычества. Дореволюционные провинциальные этнографы Саратова, Калуги, поволжских и уральских городов записали со слов старообрядцев множество языческих мифов об озере Светлояр. Само название озера происходит от имени славянского бога Светлояра, он же Яр и Ярило — бог Солнца, весеннего пробуждения природы и земных радостей. Скорее всего, изначально Китеж был обычным славянским становищем, потом появилось капище, алтари Ярилы и Перуна, около которых днем и ночью жрецы поддерживали священный огонь. В июле, в дни Ярилина праздника, происходили культовые церемонии с факельными шествиями и жертвованиями. В воды озера волхвы скатывали огненные колеса, символизирующие Солнце. Вокруг капища постепенно рос город, окруженный деревянной крепостной стеной. Он и стал впоследствии языческим религиозным центром, скрытым за дремучими лесами, болотами, множеством мелких рек и озер...

Сергей Скибин

Полностью статью вы можете прочитать, скачав наше приложение для мобильных устройств (планшетов и смартфонов) под управлением iOS и Android в цифровых магазинах:

           

Вход в систему

view counter

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 3 гостя.

Опрос

Какие методы привлечения средств для финансирования журнала следует использовать?
Краудфандинг на специализированной площадке
35%
Прямой сбор средств
15%
Поиск спонсора или грантодателя
44%
Вам ничего этого не нужно, сами крутитесь
6%
Всего голосов: 54