Тайны и клады Старицких катакомб

   Небольшой городок Старица с древней историей и своими легендами (а ему около 700 лет), конечно, уступает в популярности городам-музеям Суздалю или Новгороду, но привлекает туристов естественными карстовыми пещерами, дополненными десятками километров пробитых человеком ходов. Старицкие пещеры, они же Старицкие катакомбы – уникальное 30-километровое естественно-искусственное подземное образование, вход в которое расположен между Ржевом и Тверью по левому берегу Волги. С XIII-го века по 1928 год в катакомбах добывали белый камень. А уже в наше время в Старицких катакомбах ученые-спелестологи (исследователи искусственных пещер) даже провели международную конференцию. Поскольку добытый камень отправляли водным путем, промышленную разработку каменоломен закрыли и по причине обмеления Волги.
   Старицкие пещеры – это по большей части рукотворные сооружения и образовались благодаря добыче известняка и уникального белого камня, "старицкого мрамора", как его почтительно называли. Этот камень из известняка знаменит тем, что прямо в пещере на месте выработки он обрабатывался пилой и рубанком до требуемых размеров и форм, а будучи вынутым на поверхность затвердевал и более не впитывал влагу, что делало его уникальным строительным материалом. Так что выражение "Русь белокаменная" появилось, в том числе, из-за старицких камней. Камни из Старицких каменоломен применялись при строительстве Московского кремля, многих поволжских городов, изразцы Астраханского кремля вытачивались именно в Старицких каменоломнях.

Сводный план Толпинских пещер, http://rosi-spelesto.narod.ru/

   В 1947 году, по личному распоряжению Сталина, известные входы и лазы в пещеры были взорваны и завалены. Причина была установлена по крупицам архивных данных – склад оружия, о месте нахождения которого знал только один человек, секретарь городской организации ВКП(б) того времени, и которым могли бы воспользоваться враги народа. В ноябре 1941 года трое бойцов Красной армии, поставленных для охраны размещенного там склада, были забыты при паническом бегстве войск РККА из Старицы. Бойцы продолжали нести службу до момента их обнаружения немецким патрулем, или же их «заложил» кто-то из местных. Прямой штурм не увенчался успехом, уничтожить пост удалось только когда штурмующие закачали в пещеру бензин и подожгли его. На стенах пещеры и сейчас остался толстый слой копоти и ленточные следы пламени огнеметов. А сам склад оружия в 1972 году был найден местными «черными следопытами» и этим оружием было оснащено крупнейшее местное бандформирование.

ТАЙНЫ И КЛАДЫ

   Долгое время ходят легенды о том, что в подземельях Успенского монастыря в Старице и cтарицких каменоломнях сокрыты сокровища русских князей и даже часть библиотеки царя Ивана Грозного. Нет сомнения, что монахи использовали помещения подземелья для своих нужд, для захоронений иноков или же для хранения ценностей и реликвий. По одной из легенд, глубоко под монастырем, есть святое место, наподобие пещер Киево-Печерской лавры, в которое в прежние века монахи относили своих усопших. Легенды подтверждаются отсутствием на территории монастыря и в его окрестностях монашеских захоронений. Однако есть очень необычное место – костница, то есть хранилище человеческих костей. В подвальном помещении аккуратно сложены на стеллажах человеческие кости, согласно всем правилам почтения к усопшим...
  Несколько лет назад археологи обнаружили на монастырской территории подземный ход, который выходит за пределы монастыря, и, предположительно, – это часть разветвленной системы подземных коммуникаций, которыми некогда славился монастырь. В 1914 году солдаты-новобранцы во время рытья учебных окопов обнаружили несколько средневековых подземных галерей, с прочнейшей дубовой обшивкой и такими же сводами. Подземелья шли в сторону Волги. Во время оккупации города в период Великой Отечественной войны в монастыре был лагерь для советских военнопленных, части которых, по воспоминаниям местных старожилов, удалось бежать по какому-то подземному ходу. Обследовать загадочное подземелье немцы не отважились и просто взорвали вход в него. Предполагается, что галерея была частью системы Старицких каменоломен.
  Временами появляются и слухи о найденных в подземельях драгоценных вещицах. Кладоискатели надеются обнаружить «кошт» (казну) старицкого князя Андрея Ивановича. Впрочем, отцовское наследство мог отыскать его сын, князь Владимир. Князь Владимир, двоюродный брат Ивана Грозного, был ключевой фигурой правления Ивана IV и активно участвовал в государственных делах. В 1549 году, во время похода Грозного на Казань, Владимир Андреевич остался управлять Москвой. В 1552 году он командует царской дружиной, а в июне 1556 года под его руководством проходит набор войск для Ливонского похода. В Старице находилась и царская ставка периода Ливонской войны, да и очень любил грозный царь Старицу, называя её «Любим-город».
  Когда же в сентябре 1569 года скончалась царица Мария Темрюковна, подозрение в ее отравлении пало на Старицких – один из дворцовых поваров, Молява, что ездил за рыбой в Нижний Новгород, оставил донос, будто бы именно князь Владимир дал ему ядовитый порошок и 50 рублей, чтобы отравить царя. Обвинение имело рациональное объяснение – во время торжественных обедов к столу государя последним блюдом подавалась сельдь особой породы из Переславля. Знаменитая ряпушка – «царская сельдь» – поставлялась из Горицкого Успенского мужского монастыря, расположенного у Плещеева озера. А из Горицкого Воскресенского девичьего монастыря, устроенного княгиней Старицкой на притоке Волги, поставлялись на царский стол осетры и стерлядь. В Волге и ее притоках тоже обитает сельдь, только вот до середины XIX-го века в пищу ее не употребляли, называли "бешенкой" и использовали для жиротопления. И только после 1860-х годов стали заготавливать методом посола. Есть гипотеза, что царские лекари объяснили болезни и смерти членов государевой семьи употреблением волжской сельди – то есть, «сельдь-бешенка» попадала на царский стол под видом переславской, по причине совпадения названий монастырей, рядом с которыми находились рыбные слободы.

    

    

   Иван Грозный видел в Старицких опасных соперников – князь Владимир Андреевич Старицкий уже в 1554 году обладал юридически закрепленными правами регента в случае кончины Ивана IV и наследника шапки Мономаха по смерти его детей. И вообще имел очень высокие шансы занять трон. Так что царь воспользовался «оказией» – по его приказу князь Владимир, его жена и дочь от второго брака приняли яд. Удел царь присоединил к Москве. А вот казну самого князя Владимира, спрятанную в 1569 году перед поездкой княжеской семьи в Москву, так и не нашли. Так что спрятанные сокровища законные хозяева не забрали, и они находятся в старицкой земле.

ПРО БИБЛИОТЕКУ ИВАНА ГРОЗНОГО

   Согласно легендам, с обозом Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, которая в 1472 году стала женой московского князя Ивана III, было доставлено в Москву много древних греческих и латинских рукописных книг. При жизни Софьи они были скрыты от пожара в подземном тайнике кремля. Согласно другой версии, книги спрятал сам Иван III. Позже, в 1556 году, дьяки Ивана Грозного предложили Иоганну Веттерману, пастору из Дерпта, сделать переводы латинских и греческих книг. И когда пастор увидел книги из «великолепной царской либереи», что хранились в «двойных сводчатых подвалах», он объявил, что отдал бы все свое имущество и даже детей за эти книги.
   Почему же пропавшие рукописи могут находиться на территории Старицкого монастыря или в подземельях?

  1. Если бы библиотека действительно находилась в Кремле, то ее, скорее всего, давно бы уже нашли, поскольку и Кремль и его подземелья хорошо изучены. То же самое относится к александровским и вологодским местам, где предположительно тоже могла бы находиться библиотека. Что же касается подземелья Успенского монастыря и Старицких каменоломен – по данным современных спелеологов подземные пустоты начинаются в районе монастыря и уходят на десятки километров, правда не во все ответвления можно проникнуть из-за завалов.
  2. В 1581 – 1587 годах царь Иван Грозный не раз посещал Старицу, и останавливался во дворце старицких князей, где встречался и вел религиозные и политические диспуты с польскими послами.
  3. Во время пребывания в Старице Иван Грозный вел переписку с князем Андреем Курбским, который в то время скрывался в Литве. При этом, в письмах царь часто приводил цитаты из трудов греческих и римских авторов. А для того, чтобы цитировать, требуется постоянно иметь под рукой соответствующее сочинение! Летописные источники утверждают также о чтении царем в назидание боярам наиболее поучительных, по его мнению, отрывков из этих книг. Это означает, что какую-то часть своей библиотеки царь привез с собой.

   Рукописи могли храниться в выстроенной Иваном Грозным Введенской церкви, или во дворце старицких князей. Есть документальные свидетельства того, что уникальные книги были упрятаны в монастырских подземных галереях. Эти галереи примыкали и (что естественно) соединялись в секретных местах с штольнями, пробитыми для промышленной разработки белого камня. В те времена этот факт не был для людей посвященных каким-то особенным секретом. Письменные источники тех времен прямо говорят о крепостном 53-метровом тайнике, ведущем к Волге из-под Тайницкой башни. Дворцовый тайник проходил под Волгой на другой берег, в Успенский монастырь. Во время польского нашествия 1608 года в этом «подкопе под Волгой» прятались местные жители. Так что лучшего места в те смутные времена для хранения всего самого ценного, чем надежные подземные тайники трудно найти.

СТРАННОСТИ И «ОЧЕВИДНОСТИ» ПОДЗЕМЕЛИЙ

   Вся история пещер сопровождается загадочными происшествиями, пропажами и убийствами людей. Краеведы утверждают, что в пещерах так и остались десятки «искателей приключений», души которых и души «убиенных каменотесов», вселились в летучих мышей, которые во множестве обитают в катакомбах. Один из спелеологов так рассказал о спуске в катакомбы: «...Вскоре лаз выводит в некий «объем», здесь вполне можно выпрямиться во весь рост и оглядеться: под ногами каменные глыбы, а вдаль уходит коридор – откаточный штрек. Пройдя шагов 50, я начисто потерял ориентацию: со всех сторон нас окружали расположенные примерно в шахматном порядке колонны полутораметровой ширины, с такими же проходами между ними – настоящий каменный лес!» За прошедшее после прекращения освоения пещер время в каменоломнях случались обвалы, подвижки и размывы грунта. Исследователям приходится и подниматься на осыпи, и спускаться, где-то идти «гусиным шагом», а в некоторые щели можно протиснуться по липкому слою глины только по-пластунски, да и то не каждому «крупному» человеку. Вот такая подземная романтика!
   Несколько раз «очевидцы» говорили об аномальных свечениях внутри пещер, утверждают также, что во время съемки внезапно прекращает работу фото- и видеоаппаратура, и объяснить такое поведение аппаратуры не смогли. Говорят, что в пещерах живет призрак старушки, которая оказывает помощь заблудившимся в подземельях путешественникам – во время татаро-монгольского нашествия одна праведная женщина (сейчас это символ города и старушка изображена на гербе Старицы) скрывалась в каменоломне, сильно страдала от жажды и молила Господа о помощи. Господь открыл в пещере ключ, струя которого стала бить с потолка. Этот считающийся целебным ключ открывается лишь «в годину бедствий народных» и, по преданиям, последний раз забил весной 1941 года. Местные краеведы на основании древних рукописей и рассказов современных очевидцев, сделали еще одно неожиданное заключение – Старицкие пещеры оказались родиной и постоянным местом жительства Кощея Бессмертного. И особенно удачливые туристы могут встретить его неподалеку от Старицы лунной ночью в образе мужчины огромного роста с крючковатым носом, одетого во фрак.

    

    

   Наиболее известен рассказ старицкого реставратора Михаила Белова о странностях местных пещер. Во время работы над восстановлением Владимирской церкви в Чукавино в поисках камня, подходящего для реставрации, Белов часто спускался в старинные Старицкие каменоломни. И не однажды приходилось ему столкнуться с необъяснимыми явлениями. Например, в Черепковской пещере бесследно исчезали рукавица, свалившаяся с правой руки, или случайно оброненный карандаш. Тщательный осмотр предполагаемого места падения потерянного предмета ни к чему не приводил. Именно в этом месте в оккупацию, под закопченными низкими сводами подземелья, прятались от немцев жители целой большой деревни. Возможно, с тех пор там установилось повышенное энергетическое поле. В другой раз Михаил услышал в каменоломне цокот по камню целого табуна лошадей, которые никак бы не могли проникнуть в пещеру – даже человек вынужден встать на четвереньки чтобы просто попасть внутрь. Подобные паранормальные явления Михаил объясняет тем, что обитающие в параллельных мирах духи нуждаются в энергетической подпитке и создают пугающие человека шумовые и прочие эффекты.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

   Нет сомнений в том, что в многокилометровых подземных ходах Старицы и Успенского монастыря ожидают часа своего обнаружения уникальные исторические ценности. Правда, провести тщательное обследование и изучение старицких катакомб по сию пору не представилось возможности. Для этого требуется проведение серьезных предварительных работ с участием различных специалистов, поскольку итог неподготовленной экспедиции чреват трагическими последствиями. Выходит так, что Старицкие подземелья, входы в которые взорвали по личному приказу Сталина в 1947 году, до сих пор строго сохраняют свои секреты.
   Исследования пещер в 1993 году провела экспедиция Сергея Гусакова. В мае 1998 года совместная экспедиция РОСС, состоящая из спелеологов Москвы, Твери и Калуги. Пещера «Капкан», простирается более чем на 30 километров и включает сложные и запутанные пробитые человеком лабиринты и естественные (карстовые) пустоты и гроты. В центре пещеры есть огромный зал площадью более 1000 квадратных метров. Высота потолка в отдельных гротах достигает 7 метров.
   С 2001 года комплексные исследования в этом районе начал «Космопоиск» – проводились эксперименты по времявосприятию и были обнаружены пещере странные предметы в виде больших метровых «окаменевших котлов», лабораторный химанализ которых так и не открыл тайну об их происхождении.
   На сегодня известно более 100 подземных каменоломен, среди которых 6 относительно доступны для посещения спелеологами-любителями. Пещеры расположены по обеим берегам Волги выше и ниже по течению, на протяжении 40 км водного пути, от деревни Молоково до деревни Нижний Спас. Протяженность пещер от нескольких метров до 5 км. Некоторые из входов имеют свои названия: Верхнечукавинская-la, Вехнечукавинская-2, Среднетолпинская-1 (Лисичка), Среднетолпинская-2а, Нижнетолпинская-1, -2 (Ледяная), Нижнетолпинская-3, Террасная-1. Вход в наиболее посещаемую пещеру – «Ледяная» расположен в овраге 5-метровой высоты на берегу Волги в районе н/п Чукавино и Толпино (на стороне Толпино). Пещера чрезвычайно комфортна, тем более, что в нее ведет не лаз, а вход и передвигаться в пещере можно в полный рост.

   Как добраться:

   Поезд или электричка (направление Москва – Санкт-Петербург) или автомобилем до г. Тверь. От Твери на автобусе или автомобиле 80 км на юго-восток до г. Старица. Далее на автомобиле до деревни Толпино или 12 км пешком вдоль берега Волги вниз по течению, дорога до Толпино идет по полям, но, если сухо, проехать можно даже на обычной «легковушке». От Твери можно воспользоваться рейсовым автобусом «Тверь-Старица» до остановки «Поворот на Чукавино», откуда переправиться через Волгу (в Старице есть мост через Волгу). Ориентиры: деревня Толпино расположена в 1,5 км к северу от входов в катакомбы, рядом деревня Подвязье, через Волгу напротив – село Чукавино.
   Туристы обычно разбивают палаточный лагерь поблизости от входа или останавливаются единственной городской гостинице «Волга». Бронировать размещение нужно заранее.
   И помните: вход в катакомбы только в сопровождении квалифицированного проводника!

Сергей Скибин

Фото Елены Комиссаровой

Полностью статьи номера вы можете прочитать, скачав наше приложение для мобильных устройств (планшетов и смартфонов) под управлением iOS и Android в цифровых магазинах:

       

Вход в систему

view counter

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 5 гостей.

Опрос

Какие методы привлечения средств для финансирования журнала следует использовать?
Краудфандинг на специализированной площадке
40%
Прямой сбор средств
16%
Поиск спонсора или грантодателя
40%
Вам ничего этого не нужно, сами крутитесь
4%
Всего голосов: 77