Воспоминания о навигаторе (опыт использования планшета в навигации)

   В этой статье я хочу рассказать о своих поисках идеального навигатора и о программах, с которыми предпочитаю работать. Думаю, что рассуждения на тему: какой навигатор или планшет лучше и какая программа круче лишены смысла. Каждый из нас приходит к своему выбору на основании личного опыта, конкретных задач, вкусов и предпочтений. Не последнюю роль в этом выборе играет случай. Так что излагаю здесь свое сугубо субъективное мнение. Это будут, так сказать, заметки рядового пользователя.
   Мое первое знакомство с навигацией началось с замечательной книги Жюля Верна «Таинственный остров». Один из главных героев книги инженер Сайрес Смит, обладая энциклопедическими научными и техническими познаниями, сумел не только обеспечить выживание потерпевших крушение на необитаемом острове, но и превратил остров в процветающую колонию. Особенно меня поразило то изящество и простота, с которой он сумел определить координаты острова, куда их забросил неистовый ураган. В его распоряжении были только часы, а также самодельные гномон (вертикальный шест) и угломер, сделанные из подручных материалов. А еще глубокие знания о движении Солнца и звезд...
   Потом была география, атласы, карты и компас. Ориентирование на местности, азимуты, магнитное склонение и прочее. А навигация в её исходном небесном смысле продолжала существовать где-то в параллельном мире.
   И вот много-много лет спустя, когда автомобильные путешествия снова вернулись в мою жизнь, появился маленький 3,5-дюймовый Джей-Джей с Навителом. Какое-то время он меня вполне устраивал. Но быстро пришло осознание, что информации на векторных картах Навитела маловато, и любимые мной проселки и полевые дороги там не частые гости.
   И тогда я обратился к топографическим картам. В то время они представлялись верхом совершенства и волшебным ключиком в страну внедорожья. Казалось, что нет такой дорожки или тропинки, которую бы тщательно не нанесли на свои карты военные топографы. А тут еще оказалось, что существует такая замечательная программа, как OziExplorer, которая может работать со сканами этих карт.
   В моей жизни появился целый набор хвостатых представителей из семейства GPS-приемников. Жесткий диск рабочего ноутбука начал быстро заполняться растровыми генштабовскими картами. Затем появился маленький Asus Eee PC с твердотельным накопителем. Но он, к моему удивлению, оказался достаточно привередлив к жестким условиям оффроуда, и его сменил увесистый армейский Panasonic CF-29. Этим можно было колоть орехи.
   И наступило недолгое счастье... Машина бодро скакала по горным ущельям и перевалам. Сбоку, между ручками КПП и раздатки завывал преобразователь напряжения. Тут же рядом пыхал теплом блок питания. Ноутбук то мостился на коленях у штурмана, то колхозился к пассажирской ручке. И провода, провода, всюду одни провода...
   Дальше началась эпопея борьбы за точность навигации. Был приобретен один из первых отечественных автонавигаторов с GPS+Глонасс. Точность вполне удовлетворяла мои запросы, но его фантастическая прожорливость вынудила меня быстро свернуть этот эксперимент. Штатной батареи хватало от силы на 2 минуты автономной работы. Да и навителовские карты за пределами автомобильных трасс по-прежнему не баловали детализацией. И вообще, по функциональным возможностям любой навигатор – это кастрированный компьютер с усеченным функционалом. Да и маленькие экраны не по мне.
   Поэтому я снова вернулся к Панасонику, но в качестве приемника навигационного сигнала уже использовался ручной навигатор Garmin с поддержкой GPS+Глонасс. Он выдавал очень хорошие результаты по точности и мог при необходимости использоваться автономно, когда надо удалиться от машины.
   Однажды в командировку вместо ноутбука я прихватил с собой 10-дюймовый планшет Acer с операционной системой Windows и с десктопными версиями OziExplorer и OkMap. Уезжать далеко от дома на машине и возвращаться обратно – не только хобби, но и часть нашей работы. Из 3500 км обратного маршрута более 500 км выпадало на горные проселки и бездорожье. Места были незнакомые. Куда же здесь без навигации?
   Планшет приколхозили к пассажирской ручке при помощи куска поролона, изоленты, резиновых растяжек и элементов крепления автостолика. Получился этакий максимально «развернутый» по функциональным блокам прототип навигационной системы. За прием сигналов  GPS+Глонасс отвечал ручной навигатор Garmin eTrex30. На планшете работали «растровые» программы OziExplorer и OkMap. Рядом на стекле примостился обычный GPS-автонавигатор с Навителом. Испытания показали полезность совместного использования векторных и растровых навигационных программ в путешествии. Автонавигатор полезен на трассе и в незнакомом городе. От растровых карт больше пользы в стороне от трасс. Хотя, нередки ситуации, где любые карты оказываются бесполезны. Но это уже другая история, и о ней я писал в статье «Там на неведомых дорожках».
   «Железки» достойно перенесли холод, жару, пыль и бесконечную тряску.
   По результатам испытаний я взял данный комплекс за основу, только в качестве сигналов  GPS+Глонасс теперь стал использовать беспроводной приемник Garmin GLO. Среди «бытовых» приемников он до сих пор остается непревзойденным по точности работы.
   Известно, что технические системы в процессе своего развития и совершенствования сперва проходят через так называемую стадию «развертывания». При этом они «обрастают»  дополнительными функциональными подсистемами, обеспечивающими наилучшее выполнение своей главной функции. Затем наступает стадия «свертывания», в процессе которой система очищается от лишних подсистем, принимая на себя их полезные дополнительные функции. На этом развитие системы не прекращается, но сейчас о другом.
   На фото 1 показан пример такой «развернутой» навигационной системы.

Фото 1. Эта мешанина проводов и приборов неплохо показала себя в деле

   К тому времени уже начался настоящий бум навигационного софта для системы Андроид. С развитием планшетов и навигационных программ дополнительные «железки» утратили свой смысл. Сам планшет стал способен выполнять все навигационные задачи, и много больше сверх того. Хотя справедливости ради стоит отметить, что андроидные аналоги до сих пор существенно уступают по функциональным возможностям свои десктопным прародителям. Так что разработчикам софта есть еще над чем поработать.
   В общем, с научной точки зрения, современный планшет можно отнести к представителям стадии «свертывания» навигационной системы.
   Я долго медлил, присматривался. И вот появился планшет Samsung SM-T520 (Galaxy Tab3) с отличным 10-дюймовым дисплеем. Но самым главным его достоинством был встроенный GPS+Глонасс приемник. Это для меня уже стало стандартом, ниже которого я опускаться не намерен. И, действительно, точность его работы значительно превышала точность обычных GPS-приемников.
   Скажу пару слов о дисплее. Кого-то вполне устраивает экран смартфона, кому-то достаточно 7-дюймового навигатора. Согласен, в городе размер не имеет особого значения. Но при съезде с асфальта и проторенных дорог навигатор из простого говорящего проводника превращается еще и в топографическую карту местности, содержащую для путешественника массу полезных и познавательных деталей. Смотреть на это богатство информации через 3,5-дюймовый дисплей – это все равно, что подсматривать в замочную скважину: вроде бы и видно что-то, но детали ускользают... Кроме того, в яркую солнечную погоду или на закате, когда Солнце бьет сзади или в лоб, в пропыленной машине, трясущейся и раскачивающейся по буеракам, маленький дисплей превращается в непонятное световое пятно. Разрешение экрана SM-T520 составляет 2560х1600. Для навигации это, конечно, откровенный перебор. Однако функции планшета не ограничиваются навигацией, да и для просмотра спутниковых изображений такое разрешение тоже не будет лишним.
   Планшет достаточно легкий для того, чтобы помощью стандартного автомобильного держателя установить его в машине. Держатели с присосками были отметены принципиально. Ничто не должно перекрывать водителю обзор через лобовое стекло. Остаются варианты крепления к передней панели, в народе именуемой «торпедой». На «Патриоте» предыдущих серий была пассажирская ручка, несправедливо удаленная в рестайлинговой версии. Это – самое удачное место для расположения навигатора и для водителя и для штурмана. На фото 2 показан пример крепления планшета после небольшой доработки автомобильного держателя.

Фото 2. Установка навигационного планшета в машине

   Для обеспечения постоянного питания планшета от бортовой сети нужен адаптер под «прикуриватель». Здесь есть один важный нюанс: адаптер обязательно должен иметь USB-выход с током не менее 2-3-х ампер. Например, себе я приобрел адаптер с двумя USB-выходами: трехамперный для планшета, и одноамперный для всякой мобильной мелочевки…
   Теперь поговорим немного о навигационных программах. Не буду перечислять весь софт, существующий под Android. Расскажу только о том, что стоит на моем планшете.

   OziExplorer. По старой доброй традиции на моем планшете первым делом поселился андроидный вариант OziExplorer с увесистой базой растровых топографических карт. На девяти страницах программы разместилось все необходимое для полноценной навигации: курсовая информация, управление навигацией по путевым точкам и трекам, справочная информация по текущей навигации и GPS. Обширное меню работы с картами, треками и путевыми точками. Кроме того, это – одна из немногих программ, которая позволяет легко переключаться с внутреннего сигнала GPS на внешний приемник без вмешательства в настройки планшета.  На рис.1 показана страница движения по карте.

Рис.1. OziExplorer. Страница движения по карте

   К сожалению, немало «вкусностей» десктопной версии программы исчезло в андроидной адаптации. Но OziExplorer здесь не исключение, а скорее подтверждение правила. Особенно меня печалит потеря таких возможностей, как конвертация данных и работа с высотными данными рельефа. Так что вопросы подготовки маршрутов до сих пор лучше решать на десктопе или ноутбуке. Впрочем, есть программа OziTrackConverter, которая может конвертировать треки из «озиковского» формата в общепринятый gpx-формат и обратно.
   Программа платная. Можно пользоваться бесплатной пробной версией. Она имеет практически полный рабочий функционал. Только на карте видны водяные знаки и каждые 15 минут навигация выключается, и требуется её повторное включение.
   Из навигационных программ, работающих с векторными картами, у меня установлены Навител, 7Ways, Яндекс-Навигатор и OsmAnd+.
   Навител – широко известная программа, хорошо выполняющая свои функции. Представлять её не имеет смысла. Пробки, спидкамы, POI в полном ассортименте. Жаль только, что внедорожная составляющая карт бедновата.
   Программа платная.
   7Ways (Семь дорог). Эту программу я открыл для себя пару лет назад. Она привлекла меня своей кроссплатформенностью. Имеется все необходимое для навигации. Путевые точки, запись треков в наличии. Удобное меню прокладки маршрутов, и с ним проще работать, чем в других программах. Но главный плюс программы, с моей точки зрения, это карты. Делаются они на основе OSM-карт. Соответственно, в плане проселков и тропинок здесь все намного лучше. Выбор стран очень богатый. Карты обновляются часто. Следовательно, актуальность карт поддерживается на высоком уровне. Работает со спидкамами. Файлы спидкамов скачиваются самостоятельно с сайта http://mapcam.info. Там постоянно обновляется информация по дорожным камерам, и прочим водительским неприятностям. Вообще, в этом программе много чего можно сделать своими руками, было бы только желание. На рис.2 показан навигационный интерфейс программы.

Рис.2. Навигационная программа 7ways (Семь дорог)

   Некоторое время эта программа была у меня в качестве основной. Но есть и ряд ограничений, делающих её менее удобной для внедорожных путешествий. Проложенный маршрут невозможно отредактировать. Если что-то не так, то приходится удалять маршрут и прокладывать его заново. Путевые точки и треки хранятся в закрытом формате программы. Это неудобно с точки зрения обмена данными с другими программами. Но программа постоянно совершенствуется. В частности, в ближайшем будущем разработчики обещают организовать работу с треками. О загрузке посторонних треков также пока можно только мечтать.
   Программа бесплатная. Существуют платные подписки, позволяющие, например, работать с растровыми изображениями. Но реализация этой функции мне не понравилась – требуется загрузка тайлов из программы SAS.Планета с последующей ручной конвертацией в формат 7w.
   Плодить дубликаты одной и той же картографической базы в разных форматах – неправильно. Но это проблема разнобоя в форматах карт касается практически всех упомянутых здесь программ. Все-таки, разработчики десктопных версий OziExplorer и OkMap поступили более мудро.
   Яндекс-Навигатор. Программа основана на Яндекс-картах.  Может работать как со схемами, так и со спутниковыми изображениями. Для полноценной работы требуется интернет. Ничего лишнего, только навигация. Зато используя всю вычислительную мощь и эвристические алгоритмы картографических сервисов Яндекса, программа хорошо справляется с прокладкой маршрутов в условиях городских пробок.
   Кстати, о пробках. По опыту наблюдения за пробками в различных программах у меня сложилось мнение, что Яндекс все же более реалистичен в оценке обстановки на дорогах. Навител показывает пробки с чрезмерным оптимизмом. А самый черный пессимист из известных мне – это 2ГИС.
   Особенность прокладки маршрута состоит в том, что начальной точкой является текущее местоположение, а конечная точка выбирается по адресу или из списка POI. Но это неудобство с лихвой компенсируется широкими возможностями редактирования маршрута после прокладки. Здесь можно перетащить по карте начальную и конечную точки, изменить их, ввести в маршрут промежуточные точки.
   И самое интересное. Программа, если сочтет это возможным, может предложить вам на выбор два варианта маршрута. Такого я больше нигде не встречал.

Рис.3. Яндекс-Навигатор может предложить на выбор два варианта маршрута

   По спидкамам ничего не могу сказать. Но зато хорошо поставлен сервис предупреждений о местах ДТП и работа с POI. Имеется голосовая поддержка поиска и построения маршрута.
   Программа бесплатная.
   В общем, резюме такое. При наличии безлимитного интернета для навигации в городских условиях Яндекс-Навигатор весьма и весьма хорош.
   OsmAnd+. Из известных мне по сей день навигационных программ, наиболее продвинутая в плане функциональных возможностей. Начнем с того, что её оффлайн-карты базируются на OSM-картах. Визуальное оформление карт также близко к оригиналу, что не может не радовать. С выбором карт различных стран для путешествий все очень просто: в наличии все страны мира. Программа имеет удобный и наглядный интерфейс по загрузке и управлению картами и другими данными.
   Программа умеет работать не только с векторными картами, но и растровыми, такими как  CycleMap, Mapink, OpenTopoMap, Wikimapia, Яндекс-карты, спутниковые изображения... Список слишком велик, чтобы приводить его полностью. К сожалению, растровые карты формата OziExplorer не поддерживаются. Карты могут располагаться в три слоя. Базовые карты располагаются в основном слое. В слой подложки и в слой покрытия можно загружать любые другие карты. Прозрачность слоев регулируется. Таким образом, имеется возможность просмотра наложенных друг на друга векторных и растровых карт, спутниковых изображений и т. п.
   Имеется возможность загрузки растрового рельефа (hillshade) и данных высот STRM. В результате карты обретают вид псевдо-3D, а их информативность значительно увеличивается (рис.4). Эта возможность особенно ценна для прокладки маршрута в горах и на сильно пересеченной местности.

Рис.4. Вид карты в программе OsmAnd с загруженными данными STRM и слоем Hillshade

   Навигация может осуществляться не только через GPS-приемник, но и через мобильные сети и Wi-Fi. Имеется возможность поиска по POI, адресам, по координатам, по путевым точкам. Доступны данные Википедии по достопримечательностям.
   Предусмотрены варианты прокладки маршрутов для автомобилей, велосипедистов и пешеходов. В оффлайне работает прокладка маршрутов средней протяженности до 500 км. При наличии интернета длина прокладываемого маршрута не ограничена.
   Прокладка и редактирование маршрутов осуществляется через выбор точек старта, финиша и промежуточных точек, а также по путевым точкам, что открывают широкие возможности для путешественников.
   Работа с треками – также бальзам на душу путешественника. Запись, импорт, загрузка треков. И трепещите! реализован роутинг по загружаемым трекам. Для любителей бездорожья это королевский подарок.
   Кроме этого, программа позволяет по ходу путешествия делать аудио-, фото- и видеозаметки.
   Помимо стандартного голосового сопровождения роутинга существует голосовой режим TTS – голосовой синтезатор текста. В этом случае в голосе чувствуются машинные нотки, но зато помимо стандартных роутинговых команд и сообщений произносятся названия улиц, и населенных пунктов, по которым предстоит проехать.
   GPS-информация в самой программе представлена не богато, но можно подключить в качестве плагина на выбор несколько тестовых GPS-программ с исчерпывающей информацией по данной теме. Существует поддержка спидкамов. Но я не заметил такого фанатизма, как в Навителе и 7Ways. Теоретически можно подключить яндекс-трафик. Но, честно говоря, после Яндекс-Навигатора даже не хочется сравнивать. Сила этой программы в другом.
   Программа OsmAnd+ платная. Бесплатная версия OsmAnd имеет ограничение на загрузку не более 10 карт.

* * *

   Отдельно стоит коснуться проблем прокладки маршрутов в навигационных программах.
   Большинство программ неплохо справляются с прокладкой маршрута  из пункта А в пункт Б.  Но бывают случаи, когда мнение программы об оптимальном маршруте по каким-либо причинам расходится с вашим. Допустим, по пути в точку Б нужно обязательно заглянуть на заправку, а компьютер прокладывает маршрут в стороне от нее. В этом случае пригодится функция прокладки маршрута через промежуточные точки. Но она достаточно корректно работает лишь при малом количестве промежуточных точек. И это еще мягко сказано.
   Помимо расстановки промежуточных точек некоторые программы позволяют вести прокладку маршрута через промежуточный финиш. То есть прокладываем маршрут из точки А в точку Б. Затем продолжаем прокладку маршрута с финишем в следующей точке В и так далее. В результате программа проложит маршрут из точки А в точку В через точку Б. Так, например, могут работать Навител и 7Ways.
   Для создания небольших маршрутов на расстояния в несколько десятков километров прокладка через промежуточные точки и от финиша к финишу обычно не вызывает проблем.
   А вот при прокладке длинных маршрутов в сотни и тысячи километров появляются определенные сложности.
   Во-первых, нет гарантии, что какая-нибудь из перечисленных программ не «взбрыкнет» и не пошлет вас в маршрут по своему усмотрению.
   Во-вторых, попытка прокладки маршрутов протяженностью свыше нескольких сотен километров может привести к увеличению времени расчетов вплоть до полного зависания планшета.
   В третьих, в OSM-картах редко, но всё же встречаются внутренние ошибки, которые могут привести к неправильной прокладке маршрута на данном конкретном участке. Визуально такие ошибки могут не бросаться в глаза, но программа «спотыкается» о такие места и дает сбой. Такие нестыковки порой встречаются не только на длинных междугородних трассах и проселках, но даже на городских улицах.
   Вышеперечисленные проблемы можно решить разделением большого маршрута на участки длинной не более 200-250 километров, расставив в соответствующих местах путевые точки. И далее уже выставлять точки старта от одной путевой точки до финиша около следующей и т. д. С такой программой, как OsmAnd, задача еще более упрощается, так как можно прокладывать участки маршрута непосредственно по путевым точкам. Ну а если на данном участке попадется скрытый «разрыв» дороги, то можно разделить участки маршрута на «до» и «после разрыва».
   Прокладка длинных маршрутов может быть полезна для предварительной визуализации маршрута, для оценки и планирования участков пробега, мест заправки автомобиля и т. д. Если же программа будет чересчур умничать при прокладке выбранных участков маршрута, можно применить прокладку маршрута через промежуточные точки или же сократить длину «непокорного» участка, переставив путевые точки, как уже говорилось выше.
   Может также возникнуть закономерный вопрос: так ли уж необходим роутинг, например, на таких длинных дистанциях, как междугородние трассы? Право же, странно услышать от навигатора: «Двигайтесь 372 километра прямо, затем поверните направо»? А за Уралом, например, подобная ситуация – обыденная реальность...
   В таких ситуациях можно обойтись простой расстановкой путевых точек в ключевых местах маршрута. Путевыми точками полезно отмечать места перестроения на сложных развязках, развилки дороги и предстоящие повороты для продолжения движения в выбранном направлении, неотмеченные на картах АЗС, места предполагаемых стоянок, интересные объекты, достопримечательности и т. п.

Рис.5. Пример расстановки путевых точек в местах смены направления движения в программе OsmAnd

   Также не лишним будет загрузить трек предстоящего маршрута, если он имеется в наличии. Или можно нарисовать такой трек самостоятельно. Этому была посвящена статья «Там на невидимых дорожках». Такой трек будет служить путеводной нитью Ариадны на маршруте.
   Ну а в программе OsmAnd подобные проблемы решаются построением маршрута по путевым точкам или роутингом по загруженному треку.
   Есть еще она разновидность картографического софта с поддержкой GPS, который представлен такими программами как Яндекс-карты, Google-карты, Wikimapia, 2ГИС, Планета Земля. Они преимущественно выполняют информационно-справочные функции. Все эти программы требуют обязательной интернет-поддержки. Некоторые, например, Яндекс-карты, дополнительно могут использовать навигационные данные GPS-приемника.
   Программы Яндекс-карты, Google-карты дают возможность просматривать местность в виде векторных карт, схем, спутниковых изображений.
   Проект Wikimapia напоминает проект OSM, выполненный на подложке спутниковых изображений. Очень уж напоминает недорисованные OSM-карты. А уж сколько интересного иной раз можно там узнать, что возникает вопрос: и куда смотрят наши «органы»?..
   Яндекс-карты и Google-карты располагают также возможностями прокладки маршрута и роутинга, то есть их можно использовать в качестве навигационных программ. Кроме того, Яндекс-карты выдают информацию о пробках и местах аварий. От Яндекс-Навигатора их отличает в основном отсутствие голосового сопровождения роутинга.
   Программа 2ГИС – полноценный городской справочник с продвинутыми навигационными возможностями. Если вам надо найти какую-то организацию, магазин, предприятие, их номера телефонов, адреса сайтов, время работы, то 2ГИС предоставит самую свежую и полную информацию. Здесь также возможна прокладка маршрута и роутинг до места назначения. Кроме того, 2ГИС может предоставлять информацию о пробках на дорогах, пусть и несколько в пессимистическом виде.
   Помимо навигационных и картографических программ на планшете полезно иметь специализированные программы, работающие с данными GPS. Например, Ultra GPS Logger, AndroiTS GPS Test Pro, GPS Data+. Все они показывают развернутые GPS-данные, информацию о навигационных спутниках, их принадлежности, расположении и силе сигнала и т. п.  Ultra GPS Logger и AndroiTS GPS Test Pro также способны показать ваше положение на онлайн-картах. Кроме того,  Ultra GPS Logger способна работать c POI, записывать треки в нескольких форматах, включая GPX и данные NMEA. А еще она может работать с внешним GPS-приемником (через Bluetooth) и раздавать его сигнал другим навигационным программам. И наконец, она сама может превратить ваш планшет в беспроводной GPS-приемник, к которому можно будет подключить другие навигационные устройства (также через Bluetooth).
   Как я уже говорил выше, с появлением планшетов, поддерживающих GPS+Глонасс, существовавшие ранее сложные навигационные комплексы свернулись в моноустройство. Однако, требования по повышению качества и точности навигационного сигнала на текущий момент снова требуют развертывания системы из моноустройства в новый комплекс навигационных устройств. Речь идет о подключении к планшету внешнего беспроводного приемника. Остановимся на этом чуть подробнее, так как для этого потребуется небольшой «танец с бубном» вокруг вашего планшета.
   Я уже упоминал о возможностях OziExplorer и Ultra GPS Logger переключаться с внутреннего приемника на внешний. Но как быть с остальными программами, которые не умеют этого делать?
   Если мы на планшете включим Bluetooth и запустим внешний беспроводной приемник, то нетрудно будет соединить их в пару. Только вот незадача, планшет видит GPS-приемник, а навигационные системы сигнал не получают.
   Чтобы решить проблему, сперва надо дать разрешение планшету на использование внешнего навигационного сигнала.
   Для этого надо получить доступ к меню «Параметры разработчика». По умолчанию, в «андроидной» системе это меню скрыто от глаз пользователей. Рассмотрим это на примере Android 4.4.
   Открываем в меню вкладку «Об устройстве». Находим строку «Номер сборки» и начинаем стучать пальцем по этому номеру, пока система не выкинет белый флаг раскроет во вкладке «Диспетчер устройств» строку меню «Параметры разработчика» (см. рис.6).

Рис.6. Частыми стуками пальца по номеру сборки открывается скрытая вкладка «Параметры разработчика»

   В «Параметрах разработчика» находим раздел «Отладка» и ставим галочку в строке меню «Эмуляция расположения». В других версиях Android это может называться «Разрешить мнимые расположения» или что-то подобное (см. рис 7).

Рис.7. Меню «Параметры разработчика», раздел «Отладка», «Эмуляция расположения»

   Установка этого флажка разрешает системе воспринимать внешний навигационный сигнал, как свой внутренний. На работоспособности внутреннего приемника это никак не скажется. Он как работал, так и будет работать дальше, если его включить.
   Далее, для раздачи внешнего навигационного сигнала по всем программам можно использовать такие программы, как Ultra GPS Logger и Bluetooth GPS.
   В первой программе в меню настроек во вкладке Bluetooth необходимо поставить галки во вкладках «Поддержка Bluetooth» и «Мнимые расположения BT».
   Во второй программе надо поставить галку в чек-боксе «Enable Mock GPS Provider» и нажать кнопку Start.
   После этого сигнал внешнего приемника станет доступным любым навигационным программам. То, что программы не будут показывать связь со спутниками, их количество, высоту и прочее, уже не важно. Координаты местоположения и точка навигации будут отображаться правильно.
   Многократные сравнительные испытания работы внутреннего приемника GPS+Глонасс и внешнего беспроводного приемника Garmin GLO показали неоспоримое преимущество последнего. В качестве примера на рис.8 показана синхронная запись двух треков. Красный трек писался с внутреннего сигнала программой OsmAnd. Голубой трек писался программой  Ultra GPS Logger с внешнего приемника Garmin GLO.

Рис. 8. Синхронная работа внутреннего (красный трек) и внешнего (голубой трек) приемников. Оба приемника работают с GPS+Глонасс

   В показанной на рис.8 ситуации встроенный приемник планшета Samsung SM-Т520 во время записи принимал 15-16 рабочих спутников. В то же время внешний приемник Garmin GLO принимал 18-20 рабочих спутников. Разница в 3-4 спутника, конечно, имеет значение, но дело не только в этом. Привычный дрейф навигационного сигнала, появляющийся во время стоянок, практически отсутствует у приемника Garmin GLO. Во-первых, Гармин есть Гармин. Во-вторых, по-видимому, со встроенными приемниками та же беда, что и с встроенными матрицами фотокамер в смартфонах – малый размер. Вроде бы и мегапикселей много, а вот не могут они дотянуться по качеству фотоизображения до больших матриц зеркальных камер. Такая же история и с датчиками GPS-приемников. Картинка наглядно показывает различия в работе двух приемников GPS+Глонасс. На ломаные линии красного трека можно не обращать внимания. Это связано с более длительными интервалами записи трека в OsmAnd. Дополнительная проверка одновременной записи треков в OsmAnd и в Ultra GPS Logger при работе от внешнего приемника показала высокую степень их совпадения.
   Может быть, со временем появятся встроенные приемники планшетов, не уступающие параметрам внешних приемников типа Garmin. И тогда моя навигационная система снова свернется в моноблок. А пока поработаем с внешним приемником.

* * *

   Навигационные системы со временем будут становиться все более совершенными, обретая черты искусственного интеллекта. Детализация карт будет возрастать, 3D-рельеф станет обыденной функцией, скорость обновления изменений в картах будет увеличиваться. В навигации все шире будут использоваться облачные технологии. Собственно, это уже происходит сейчас. И это признаки формирования инфосферы – явления, предсказанного еще в конце 20-го века писателем-фантастом Дэном Симмонсом.
   А если шагнуть еще дальше, то можно вспомнить о птицах, безошибочно прокладывающих свой маршрут на многие тысячи километров...
   Но даже обладание самой совершенной техникой не делает нас ни умнее, ни мудрее.  И, глядя на навигатор и другие хитромудрые вещи, я иной раз вспоминаю о древнегреческом ученом  Эрастофене, который еще в 3-м веке до нашей эры по солнечной тени, отбрасываемой шестом, сумел с высокой точностью вычислить радиус Земли, и многих других, которым мы обязаны тем, что имеем сейчас. Наверное, всё-таки наша сила кроется в способности с помощью самых простых вещей постигать потрясающую сложность окружающего мира, и умение использовать по максимуму свои знания.
   А вечное Солнце и бесконечное звездное небо по-прежнему зовут нас обратить свой взор ввысь и помогают найти себя.

Альберт Сайфутдинов