История Кологривского музея

Вы на карте его не найдете,
Но стоит над рекой, горделив…
Побываете здесь и поймете —
Невелик городок Кологрив.
С самолета увидишь случайно
Средь лесов, средь лугов, среди нив
Затерявшийся будто нечаянно
Небольшой городок Кологрив.
Там над Унжей беседка тесовая,
А за Унжею даль ясна.
И стоит кругом первозданная
Заповедная тишина.

   Жизнь старинного русского городка Кологрива, затерявшегося в костромских лесах, соткана из легенд…
   Сразу при въезде в город стоит громоздкое двухэтажное здание из красного кирпича. Сейчас тут располагается краеведческий музей.
   Если же вы спросите у местных жителей, что в этом доме было раньше, то услышите: «Какой-то лесопромышленник построил железнодорожный вокзал…». Однако не трудитесь и не ходите вокруг, не ищите железнодорожных путей. Их здесь никогда не было. Это легенда. «Крупный заболоченный земельный участок, расположенный на окраине исторической части города, принадлежал кологривскому купцу Гавриилу Владимировичу Макарову. В 1899 году здесь был построен двухэтажный дом из красного кирпича… По данным местных краеведов, автором выступил известный московский архитектор И.И. Рерберг»1.

   В начале 1900 годов, при обсуждении вопроса о трассе Северной железной дороги, Макаров был одним из самых рьяных сторонников проведения ее через Кологрив и обещал в этом случае отдать свой дом под железнодорожный вокзал. «Однако из-за козней и интриг лесопромышленников, что-то не поделивших между собой, железную дорогу, бегущую к Тихому океану, проложили в ста километрах южнее»2 — через Буй и Мантурово.
   Эта история породила широко распространенную легенду о том, что здание строилось специально для вокзала, к которому не подвели дорогу. Однако, всё было проще: дом, который построил Макаров, оказался слишком большим и никто из его многочисленной семьи въезжать в него не захотел. Так дом и пустовал, пока не разместили в нем музей. А Кологрив без железной дороги так и остался глубокой провинцией. Бывая здесь, испытываешь ощущение, будто попал в XIX век.
   «Музеи, как собрания древних, редких и изящных предметов, стали возникать у народов еще в глубокой древности. Первыми собирателями таких музеев были люди богатые: цари, князья, полководцы, вельможи, архиереи. Цель таких музеев была — ласкать и радовать взор обладателя»3. История создания Кологривского музея сходна со многими такими историями. Еще в 1914 году Геннадий Александрович Ладыженский — художник, академик — основал в Кологриве частный музей.
   В 1918 году, после установления советской власти в Кологриве этот частный музей был реорганизован в государственный художественно-исторический. Его основу, как и прежде, составляло частное собрание картин, предметов старины, коллекция оружия, тканей, ковров, собрания предметов этнографии, фарфора, бронзы, раритетов, уроженца города Кологрива, преподавателя Одесского реального училища, художника академика Геннадия Александровича Ладыженского. Первым заведующим музея был Н.И. Ладыженский, усыновлённый племянник знаменитого художника. «В городе Кологриве открывается музей Пролетарской Культуры. Музей намечено сделать общедоступным»4, — гласило объявление в журнале «Жизнь искусств».
   26 октября 1919 года по рекомендации Федора Степановича Чумбарова-Лучинского на основе коллекции местного краеведа В.П. Чистякова был открыт второй музей, краеведческий. В нем рассказывалось о быте сельского труженика, о связи города с деревней. Редактор районной газеты «Заветы Ильича» Тавпенко пишет: «В 1921 году народный комиссариат просвещения РСФСР взял музейные ценности под охрану, а 18 февраля музею была выдана охранная грамота и за ним закреплен бывший дом миллионера Макарова»5.

      

1-Зал этнографии, 2-Зал Е.В. Честнякова, 3-Зал Г.А. Ладыженского

   В 1925 году, после того как дом был основательно отремонтирован, оба музея, краеведческий и художественно-исторический, были объединены и переведены в нынешнее здание.
   30-40 годы XX века характеризуются размахом собирательской и экспозиционной работы музея. Накапливался материал, отражающий жизнь и историю родного края. Отмечался интерес к изучению кустарных ремесел и народного прикладного искусства. Внимание музея было направлено на изучение истории, экономики и природы своего родного края.
   В 1930 году директором музея стал Петр Александрович Камайский. Он был подлинным энтузиастом своего дела, и музей под его руководством окреп и стал пользоваться заслуженной славой. Он вместе с активом музея, местными краеведами-любителями В.П. Чистяковым, К.Л. Счастливцевым, Г.В. Пяткиным организовывали геологические экспедиции по поиску образцов местных полезных ископаемых, местных пород леса, предметов местного быта и обихода, образцов кустарных изделий.
   В годы войны, в здании музея предполагалось разместить госпиталь. «Ввиду недостаточности ассигнований по смете на административно-хозяйственные расходы музей временно закрыть. Для приема имущества музея создать комиссию… Работа комиссии должна быть закончена до первого октября. Обязать зав. РОНО организовать надлежащее хранение имущества музея»6. 1 сентября 1941 года музей был закрыт, экспозиция свернута. Так продолжалось год.
   По предложения Горьковского ОБОНО с сентября 1942 года началось восстановление краеведческого музея города Кологрив. Местные районные организации пошли навстречу и в связи с открытием решили произвести ремонт здания музея.
   В восстановлении краеведческого музея города Кологрива, разборке экспонатов, научном описании их, построении экспозиции и распределения ее по отделам и залам большую работу провели эвакуированные жители города Ленинграда, которых сумел привлечь в Кологрив П.А. Камайский. Это Ольга Филипповна Таубе, бывший научный сотрудник Русского Государственного музея и Эрмитажа и ее дочь — Марьяна Евгеньевна Глинка, экскурсовод Гатчинского музея. Они работали в Кологривском музее с 1 ноября 1943 по 1 сентября 1944 года. Немало полезных советов давал зять Таубе — директор института литературы Академии Наук Владислав Михайлович Глинка, не раз гостивший в Кологриве. По его указанию были развернуты и построены в трех отдельных залах музея галереи русских художников и иностранной живописи.

       

1-Неизвестный художник. Портрет Ф.С. Голицына, 2-Неизвестный художник. У цистерны, 3-Крамской Н.И. Портрет Г.А. Ладыженского, 4-К.Брюллов. Несение креста, 5-Г.А. Ладыженский. Южная зима, 6-Г.А. Ладыженский. Портрет мужчины, 7-Г.А. Ладыженский. Портрет купца Звонова, 8-Г.А. Ладыженский. Авария

   Кроме эвакуированной интеллигенции, к музейно-краеведческой работе по решению исполкома Кологривского райсовета депутатов трудящихся (от 1 июля 1944 года, № 313) привлекались агрономы, землеустроители, метеорологи, медики, колхозный актив, учителя, учащиеся старших классов.
   Во время войны сбором материалов по истории района для Кологривского музея занималась общественность. Были подобраны материалы, отражающие состояние и развития сельского хозяйства, экспонаты, характеризующие рост местной промышленности, материалы по народному образованию, здравоохранению, портреты, фотографии, письма героев-земляков, награжденных орденами и медалями.
   В послевоенный период Кологривский музей работал в полном объеме, продолжался подбор материала по участию района в Великой Отечественной войне, собирались фотографии героев Советского Союза, орденоносцев, получивших награды как за боевые заслуги на фронте, так и за работу в тылу.
   А в областной газете «Северная правда» за 1948 год появилась заметка о музее. «В залах музея экспонировано свыше двух тысяч предметов. В первом отделе экспонируются окаменевшие части тела и раковины морских животных Юрского моря, кости мамонта и пещерного медведя, найденные в Кологривском районе. Здесь же показаны полезные ископаемые района — горючие сланцы, цветные глины, кварцевые пески. Во втором отделе собраны экспонаты, характеризующие жизнь дореволюционной России. Большое место занимают картины Г.А. Ладыженского»7.
   В эти годы «музей у населения города и района пользуется популярностью и широко известен. Музей ведет переписку с Одесской художественной картинной галереей о художественном наследии академика Г.А. Ладыженского»8.
   С января 1978 года музей стал филиалом музея-заповедника «Ипатьевский монастырь». «Организовать с 1 января 1978 года Костромской государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник, для чего преобразовать краеведческие музеи в городе Буе, Чухломе, Кологриве, Галиче и Солигаличе в филиалы»9.
   Кологривский краеведческий музей впечатляет. «Экспонаты могут удивить любого. Старинное холодное и огнестрельное оружие: пищали, бердыши, секиры, турецкие ятаганы, испанские арбалеты, французские мушкеты, африканские щиты из кожи бегемота, зебры, немецкие мечи. Множество полотен, написанных маслом и акварелью; в запасниках их почти 10 тысяч, мебель из дворянских усадеб… Старинные настенные часы работы неизвестного мастера в дубовой резной оправе… Словом, всего, что есть в музее, и не перечесть»10. Все выше перечисленные экспонаты, в основном, и являются коллекцией Г.А. Ладыженского, уроженца города Кологрива.

        

1-Сатир. Ольвия. Коллекция Г.А. Ладыженского, 2-Статуэтка. Солдат, 3-Кресла. Коллекция Г.А. Ладыженского, 4-Костюм женский. Япония, 5-Ваза. Коллекция Г.А. Ладыженского

   В 2003 году трудовой коллектив Кологривского музея обратился в Костромскую областную Думу с ходатайством: «Учитывая огромную ценность работ Г.А. Ладыженского, уникальность его коллекции и 150-летие со дня рождения ходатайствуем о присвоении Кологривскому музею имени художника-академика Г.А. Ладыженского»11. В июле Костромская областная Дума приняла решение: «Рассмотрев обращение трудового коллектива Кологривского краеведческого музея, …Костромская областная Дума постановила: Присвоить Кологривскому краеведческому музею имя выдающегося земляка художника Геннадия Александровича Ладыженского»12.
   Присвоение этого имени способствовало увековечиванию памяти выдающегося художника-академика Г.А. Ладыженского в памяти кологривчан и стимулировало активность посещения музея, как жителями, так и гостями города Кологрива.

Примечания:

1 Памятники архитектуры Костромской области. Выпуск 5. Кострома, 2003, с. 75.
2 Шпанчеко В. Кологривские чудеса //Вокруг света 1990, № 12.
3 Камайский П.А. Вся общественность должна помочь реорганизации районного музея // Кологривский лесоруб 1931, 15 марта.
4 Жизнь искусств № 2, 1918, октябрь.
5 Тавпенко А. Все начинается с доброты // Заветы Ильича. 1973, 26 декабря.
6 Кологривский районный архив Костромской области. Ф.- 67, оп.- Документы внутреннего пользования, д.- 90, л. — 273.
7 Северная правда. 1948, 6 июля.
8 ТАКМ. Ф. — отчеты, Д. — 1949.
9 Приказ по управлению культуры Костромского Облисполкома № 18 от 19 января 1978 года «Об организации Костромского государственного объединенного историко-архитктурного музея-заповедника» // ТАКМ. Ф. — нормативные акты, д. — 1978.
10 Шпанченко В. Кологривские чудеса //Вокруг света. 1990, № 12.
11 Ходатайство о присвоении Кологривскому музею имени Г.А. Ладыженского в Костромскую областную Думу. // ТАКМ. Ф. — нормативные акты, д. —2003.
12 Постановление № 1485 от 10 июля 2003 года. О присвоении Кологривскому краеведческому музею имени выдающегося земляка художника Г.А. Ладыженского // Кологривский край. 2003, 9 августа.

Ольга Смирнова

Полностью статьи журнала вы можете прочитать, скачав наше приложение для мобильных устройств (планшетов и смартфонов) под управлением iOS и Android в цифровых магазинах:

       

Вход в систему

view counter

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 5 гостей.

Опрос

Какие методы привлечения средств для финансирования журнала следует использовать?
Краудфандинг на специализированной площадке
40%
Прямой сбор средств
16%
Поиск спонсора или грантодателя
40%
Вам ничего этого не нужно, сами крутитесь
4%
Всего голосов: 77