Жизнь и смерть монгольских дорог

«Я часто думаю, что было бы со мной,
если бы я выбрал другую дорогу.

По-моему, было бы то же самое…
Дело не в дороге, которую мы выбираем;
то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу».

О.Генри. Дороги, которые мы выбираем

   Машину отчаянно трясло. Порой казалось, что сейчас она развалится по частям, брызнет своими деталями, и я приземлюсь на пятую точку посреди дороги с одним рулем в руках. Но время шло, а уазик упорно не хотел рассыпаться… Тем временем дорога спустилась с перевала в широкую котловину и заструилась множеством колей, образуя из них причудливые узоры, словно дельта реки при впадении в море.
   — Куда? Прямо, налево или направо?
   — Да здесь везде одинаково, — философски ответил штурман.
   — А может все-таки налево?..
   По запутанной паутине дорог я начал прижиматься к левому борту котловины, все дальше удаляясь от центральной лютой гребенки, носящей гордое название «Южная трасса А0303». Здесь еще не успели основательно раздолбить степь, и гребенка была сравнительно небольшой. Но всегда существовал риск того, что крайняя дорога сначала незаметно, а затем все круче и круче, начнет отклоняться от основного маршрута, уводя в сторону неведомо куда. И этот момент важно не прозевать.

   Изредка нам попадались Приусы, Чайзеры и другой списанный японский автопром. Все битком набитые пассажирами и шмурдяком. По нескольку раз в день навстречу попадались совсем уж маленькие машинки, гремящие так, будто у них сзади привязана огромная связка консервных банок. Машинки были под завязку набиты радостно машущими нам хиппи, иначе и не скажешь. Это были участники странного Монгол-ралли. Смысл сего действа мы так и не смогли разгадать до конца нашей поездки.
   Вот мы обогнали очередное чудо китайского автопрома, тяжелый грузовик Норд-Бенц. Сами угадайте, кто был его прототипом… Длинный кузов так набит бараньими шкурами, что издали кажется, будто он перевозит заградительный аэростат времен Великой Отечественной войны. Это ж сколько баранов надо было порешить? Нам не раз и не два встречались такие «шкуровозы». Если перевозят столько шкур, то где же их мясо? За 4 тысячи километров мы так и не встретили ни одного рефрижератора. Очередная загадка…
   По правой стороне долины нам навстречу пробирается маленький японский грузовичок. Под непостижимым стогом сена виднеется только кабина. Здесь вообще весь транспорт стараются загрузить сверх всех разумных пределов. Оно и понятно. Огромные расстояния, убийственная дорога, по которой не каждая машина дойдет до конца… Себестоимость каждой поездки здесь очень высока, вот и стараются выжать из нее по максимуму. В любом населенном пункте, независимо от количества населения, в изобилии висят вывески «машин засвар». Сварка, болгарка и все такое. У стены лежат горы разбитых амортизаторов, поломанных пружин и рессор. А рядом стоят похожие сарайчики с вывесками «дугуй засвар», а рядом штабели пробитых покрышек…
   Вот отчаянно гремя всеми элементами подвески, нас обгоняет крузак. Быстро едет, на все деньги. Мы провожаем сочувственным взглядом этого явного завсегдатая всяческих «засваров».
   Ради развлечения я начал было считать количество полос движения на этом хайвее. На 16-й полосе я сбился со счета, и сосредоточился на отдельных булыжниках, норовящих пропороть мне шины… Вот такая она, монгольская федералка.

*   *   *

Фото 1. Монгольский многополосный хайвей

   Жизнь монгольских дорог очень разнообразна. Они появляются из небытия, множатся, меняют направление, перекочевывают в другие районы. Заброшенные дороги, размываемые дождями и зарастающие травой, бесследно исчезают с лица земли за несколько лет. Или возрождаются в виде современного асфальтового шоссе в совершенно другом месте, где раньше вился неизвестный проселок. Топографы и составители навигационных карт часто не успевают за такой бурной жизнью. И тогда автопутешественникам приходится самостоятельно распутывать сложную паутину монгольских дорог.
   Вот смотришь по карте автомобильных дорог, как проехать из Улангома в Мурэн. И видишь, что «Северная трасса А18» идет, прижимаясь к российской границе, вдоль озера Увс нуур, вдоль пустыни Боорог и песков Алтан элс, по долине реки Тэс и далее.

Рис. 1. На монгольской карте автомобильных дорог трасса А18 проходит рядом с озером Увс нуур вдоль границы с Россией (выделена зеленым цветом)

   А в реальной жизни на выезде из Улангома оказываешься на хорошей асфальтированной трассе, круто поворачивающей на юг к озеру Хяргас. И только редкие указатели убеждают бунтующее сознание, что это не глюк, а действительно новая трасса А18. И когда сознание уже готово примириться с новой реальностью, где-то за Сонгино ты вдруг оказываешься на заброшенном проселке, петляющем среди горных пастбищ…

Рис. 2. На OSM-карте навигатора маршрут трассы А18 также совпадает с монгольской картой (выделена коричневым цветом). А реальный трек маршрута (выделен сиреневым цветом) делает крюк на юг

   А еще бывает, что мелкая речушка весной так разбушуется, что сносит современный бетонный мост. Кто-то сможет проехать вброд, а кому-то приходится искать длинный объездной путь.

Фото 2. Мост, разрушенный весенним половодьем

   В таких непростых условиях приходится руководствоваться не только картами, но и здравым смыслом, внимательно наблюдая за редкими местными автомобилистами или за следами шин на пыльной дороге.
   Неплохим подспорьем также являются OSM-карты, с которыми умеют работать некоторые навигационные программы. По актуальности и степени детализации дорог им на сегодня нет равных. Для тех, кто знаком с технологией создания этих карт или часто использует их на практике, это известный факт. И даже изредка встречающиеся ошибки не могут затушевать их преимуществ. Карты регулярно обновляются. И можно с высокой степенью уверенности утверждать, что если дорога показана на OSM-карте, то она, скорее всего, все-таки существует или существовала в недалеком прошлом. По крайней мере, нам практически всегда удавалось разыскивать едва различимые, уничтоженные эрозией, заросшие следы дорог, отмеченных на карте.
   В нашей экспедиции по Монголии основной навигационной программой была OsmAnd. Благодаря ей мы могли свободно планировать свои маршруты, быстро и точно перемещаться по Монголии, экономя время и горючее.
   Программа существует в платной и бесплатной версиях. Единственное отличие бесплатной версии состоит в возможности одновременно работать не более, чем с десятью картами. Для практической работы этого вполне достаточно.
   Уже из названия программы понятно, что она работает с OSM-картами. Через загрузочный интерфейс программы можно загрузить карту практически любой страны. Карты обновляются ежемесячно. Другое преимущество заключается в возможности загрузки двух дополнительных слоев карт с регулируемой прозрачностью. Причем это могут быть как оффлайновые, так и онлайновые карты. Например, после установки плагина «Линии высот» можно загрузить оффлайновые карты STRM с данными высот и карты с рельефом местности. После этого карта становится похожей на настоящую топографическую карту, на которую к тому же наложили «объемный» рельеф в стиле гугловской программы «Планета Земля». Очень удобно при навигации по неизвестным дорогам в условиях сложного рельефа местности. Даже проселочные дороги хорошо отображаются на картах при мелких масштабах, что делает удобным не только навигацию, но и планирование маршрутов.
   Функциональные возможности программы очень широки, в том числе в условиях отсутствия сотовой связи и интернета. К сожалению, в рамки статьи невозможно втиснуть руководство пользователя программой. Да это и не нужно. Принципы управления имеют много схожего с другими навигационными программами, поэтому ее нетрудно освоить самостоятельно. Но на некоторых вопросах навигации все-таки стоит остановиться.
   Основные элементы управления показаны на рис.3.
   Выбор навигационных точек отправления и назначения осуществляется стандартными для большинства программ способами. Наиболее «внедорожным» способом выбора конечной точки маршрута является выбор по карте — касание пальцем нужного места на карте длительностью 1–2 секунды. На карте появляется иконка с координатами места, как показано на рис.3.

Рис.3 Выбор маршрутной точки

   Меню выбранной точки открывается коротким однократным щелчком по иконке с координатами (рис.4). Выбираем в списке операций «пункт назначения».

Рис.4. Меню маршрутной точки

   После этого точка прибытия на карте обозначается флажком. Пункт отправления по умолчанию определяется текущим местоположением. Но можно задать его принудительно, как и пункт прибытия, например, выше описанным способом.
   После выбора маршрутных точек можно перейти к построению маршрута, нажав на иконку прокладки маршрута (см. рис.3). По завершении процесса мы видим на карте проложенный маршрут, а в нижней левой части экрана располагаются элементы управления маршрутом (рис.5).

Рис.5. Обзор проложенного маршрута

   Нередко приходится слышать, что вот эта программа хорошо прокладывает маршрут, а эта — из рук вон плохо. На поверку за такими суждениями скрывается элементарное неумение управлять процессом построения маршрута. В большинстве навигационных программ для этого есть необходимые инструменты, но обычно они скрываются в недрах меню. Плохо бывает только в том случае, если бросить процесс построения маршрута на самотек. В OsmAnd настройки маршрута всегда под рукой, что позволяет оперативно управлять этим процессом и просматривать различные варианты прокладки. На рис.6 показаны основные элементы управления построением маршрута.

Рис.6. Меня управления построением маршрута

   Мы можем выбрать скоростной или кратчайший маршрут, учесть другие ключевые особенности предстоящего маршрута. Дополнительные настройки навигации, вплоть до учета веса машины, скрыты в нижней строке меню.
   В качестве примера можно рассмотреть маршрут, показанный на рис.5. Его мы проложили на пути из Баянхонгора в Алтай. Навигатор предложил нам скоростной вариант маршрута. Уже в дороге мы решили отклониться от рекомендаций навигатора и пройти по основной трассе, проходящей согласно автомобильной карте через Бумбергер и Бууцаган на Дэлгэр (рис.7).

Рис.7. Фрагмент автомобильной карты с участком федеральной трассы А0303 Бууцаган–Дэлгэр–Алтай

   Здесь в очередной раз проявилась коварная изменчивость монгольских дорог. Оказалось, что «Южная трасса А0303» теперь перекочевала южнее, и навигатор показал правильный маршрут (рис.5). А направление на Бумбергер и Бууцаган вышло, так сказать, за штат. Разгадав эту монгольскую хитрость на выходе из Бууцагана, мы дали программе задание проложить кратчайший маршрут, как показано на рис.6. И он получился намного севернее от указанного на карте, в обход Дэлгэра.
   Это была одна из самых незабываемых частей нашего путешествия. Мы попали в глухой угол Монголии, живущий своей первозданной жизнью. Наш путь пролегал по высокогорному плато, расположенному на южных отрогах Хангая, среди альпийских лугов и близких вершин, по редко используемым или вовсе заброшенным дорогам. Отсутствие горной гребенки позволяло развивать достаточно высокую по монгольским меркам скорость. Иногда путь перерезали старые заросшие сайры. Вот так едешь, едешь, и вдруг след дороги обрывается в широкой глубокой канаве. Тут главное вовремя затормозить…

Фото 3. Неожиданно заброшенную дорогу перерезал старый сайр.

   При прокладке маршрута также не стоит забывать о такой возможности его исправления, как использование промежуточных точек. Это позволяет скорректировать прокладку маршрута согласно вашим планам. По завершении прокладки основного маршрута можно поставить дополнительную маршрутную точку, аналогично тому, как это было показано на примерах на рис.3. Тогда в открывшемся меню точки появится строка «Добавить промежуточную точку». После ее добавления программа перестроит маршрут с проходом через эту промежуточную точку. При необходимости можно добавить несколько таких точек.
   Программа также обладает расширенными возможностями работы с треками, вплоть до их редактирования. Но ключевой изюминкой программы является возможность навигации по ранее записанному треку. Трек может быть записан в программе или скопирован в папку import треков программы из постороннего источника. В меню работы с треками можно выбрать трек для отображения на карте. После этого при включении прокладки маршрута программа первым делом предлагает построить маршрут по активному треку (рис.8):

Рис.8. Включение навигации по треку

   После построения маршрута по треку при необходимости можно будет поменять направление движения на противоположное. Возможность построения маршрутов по трекам открывает широкие возможности для настоящей внедорожной навигации.
   А вообще проверка временем и дорогами Монголии показала, что можно вполне довериться OSM-картам. С ними вы сможете не хуже местных жителей распутывать самые сложные хитросплетения монгольских дорог и уверенно прокладывать маршруты по самым глухим и удаленным местам.
   Ну и напоследок еще один совет по навигации в условиях Монголии. Не стоит пытаться прокладывать весь маршрута полностью от начала до конца, допустим, из Бийска в Улан-Батор. Достаточно одной единственной программной «нестыковки» дорог, чтобы навигатор закрутил вам нереальный маршрут. Лучше предварительно проработать предполагаемый маршрут и разделить его на несколько отдельных участков, например, от одного аймака до следующего. Это существенно снижает вероятность ошибок в прокладке маршрута и незапланированных отклонений.

*   *   *

   Но какой бы совершенной ни была навигационная программа, она не в состоянии учесть все особенности и детали путешествия. Жизнь — это режиссер с очень богатой фантазией. И тогда нам приходится брать ответственность за выбор дороги на себя, игнорируя порой рекомендации навигатора. Ведь не столь важно, какую дорогу мы выбираем. Гораздо интересней понять, почему мы выбираем ту или иную дорогу. Не так ли?

Альберт Сайфутдинов