Путь "Из варяг в греки" — устаревший геополитический миф

СОМНЕНИЯ

   Со школьных времён мы узнаём о Пути из варяг в греки (далее я буду называть его «ПВГ»), существовавшем ещё в X веке: Балтийское море → река Нева → Ладожское озеро → река Волхов → озеро Ильмень → река Ловать → волок → река Днепр → Чёрное море → Царьград.
   Ну да, совершенно верно, был такой путь, и о чём говорить?

   О некоторых сомнениях. Ведь первую часть пути, по Волхову и Ловати, надо плыть против течения.  Надо преодолевать пороги против течения на Волхове. Надо пройти по капризным озёрам Ладожскому и Ильменю. Кстати, а почему не плыть по Западной Двине? Далее следуют два волока. По Днепру плыть хорошо, но до порогов — Кобеляцких и Днепровских. Сквозное судоходство по Днепру стало возможным лишь после образования Днепровского водохранилища в 1935 г. А путешествие по Чёрному морю ставит вопрос об универсальном плавсредстве класса «река-озеро-море», которое должно было использоваться на ПВГ тысячу лет назад, в свете того, что суда класса «озеро-море» и «река-море» появились только во второй половине   ХХ века.  
   Эти сомнения пытаются рассеять лишь единичные исследователи.   Последняя попытка — книга Ю.Ю.Звягина «Путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории» 2009 г. Обстоятельно рассмотрев 294 (!) источника, добавив личные наблюдения, автор с недоумением приходит к выводу о том, что, вроде бы, и нет никаких оснований для утверждения о том, что ПВГ существовал.
   Но мы пойдём другим путём: через определение исходного минимума источников, прямо повествующих о ПВГ, и рассмотрение их с инженерно-географической точки зрения.
   Странное дело — таковых источников оказалось два:
   Повесть временных лет, ПВЛ (XII в.  Древнейший список находится в Радзивилловской летописи, копию которой Пётр I заказал в Кёнигсберге в 1711 г., подлинник попал в Россию в 1758 г., во время Семилетней войны с Пруссией. Первое научное издание — 1989 г.  Известны сомнения в подлинности). Цитируется по изданию: Повесть временных лет. Перевод Д.С. Лихачева. Под редакцией В.П. Адриановой-Перетц. СПб. «Наука», 1991. 670 с.
   Книга, приписываемая византийскому императору Константину VII Багрянородному (Порфирородному) (908-959 гг. н.э.) «Об управлении империей», а именно: Глава 9 «О росах, отправляющихся с моноксилами из Росии в Константинополь». Она была издана спустя 500 (!) лет после царствования. Писалась Константином якобы для наследника в качестве наставления.  Цитируется по изданию: Багрянородный Константин. Об управлении империей. М.: Наука, 1991. 496 с.
   К сказанному выше надо добавить, что, несмотря на авторитет исторических книг вообще и древних в частности, их мало кто читает.  При этом о критическом отношении к таким источникам нет речи, а есть речь о глубоком уровне знания NN. Если NN обладает высокой учёной степенью и представляет авторитетную научную структуру, то и вопросов не возникает – он знает и доброжелательно готов рассказать о том, что написано в книге.
   А давайте, мы лучше сами почитаем.

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

   Вот маршрут ПВГ из ПВЛ: «…был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река».
   Странно! Называется «путь из варяг в греки», а описывается как «путь из грек в греки через варяги». Прямо указывается на то, что из Варяжского (Балтийского) моря, т.е. «из варяг» надо идти «в греки» не по рекам и озёрам, напрямую, а в обход, по Варяжскому морю до Рима, а от него (по морю же!) к Царьграду! То есть, в ПВЛ и речи нет о ПВГ! Отчего же такая уверенность в этом пути, отчего такой интерес? Отчего он так называется-то?
   А может быть, здесь главное не путь, а связка «варяги — греки»?
   Варяги были известны во всей Европе, и назывались по-разному: варанги, норманны, викинги, дубгаллы, аскеманны, финнгаллы, мадхус, русь, шведы, англы, готландцы.  Это были речные и морские разбойники. Организованные, решительные, жестокие, они   держали в страхе всю Европу и даже создавали там свои государства (Англия, Нормандия, Сицилия).
   Греки – жители Византии. Название Византия для обозначения Рима было введено немецким историком И.Вольфом в XVI в. То есть, греки — это жители Рима, римляне, ромеи. До сих пор это название удержалось в виде самоназвания румын и внешнего названия армян.  (Рим, Rum означает держава. Russorum европейских хроник — Русская держава). Конечный пункт ПВГ —   Царьград или Константинополь, столица Рима.
   ПВГ уравнивает греков (римлян) с варягами (европейцами).  Связь между ними и породила русскую государственность!  Рим и Европа первично, Россия вторична — вот в чём дело!
   Как же тогда образовывалась Русь? Вот что говорит ПВЛ: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал, и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру».
   Так определяется древность Киева, его богоугодность, освящённая самим Андреем Первозванным. Именно на ПВГ, которым и прошёл Св. Андрей, креститель Руси. Отсюда первенствующая роль Киева среди русских городов.
   Давайте продолжим чтение: «И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп».
   А это свидетельство древности Новгорода. Правда, баня как аргумент выглядит несолидно, баня для русского селения не диво, но что-то же летописцу написать было надо.
   Почему Св. Андрей из Синопа пошёл в Рим через ПВГ, Варяжское море и вокруг Европы никто не комментирует, потому что комментировать это нельзя.
   Что мы имеем в итоге? На издревле существовавшем ПВГ появились два великих русских города, Киев и Новгород. Их появление узаконено путешествием апостола Андрея Первозванного. С этих городов и началась Русь.
   В 1453 г. Византия перестала существовать, а вот Европа - осталась. С того времени мы у Европы и учимся: там прогресс, европейские ценности, высокая культура, литература и искусство, наука и техника, права человека, толерантность и демократия.  Европа от Владивостока до Дублина наш общий дом.  А можно ли наоборот — Россия от Дублина до Владивостока? Нельзя, потому что Россия тюрьма народов, бескультурье, дураки и дороги, вековая отсталость, отсутствие демократии, варварство.
   Понятно, что и Украина есть порождение европейской цивилизации, и вся Прибалтика.  
   Так считает большинство граждан России, в том числе и в правящем слое, так как именно эта установка была заложена в ПВЛ рассказом о ПВГ и вбита в матрицу в средней школе.

ОБ УПРАВЛЕНИИ ИМПЕРИЕЙ. ГЛАВА 9

   В 1950 г., в 20 выпуске «Вопросов географии» была опубликована этапная статья известного советского географа С.В.Бернштейна-Когана «Путь из варяг в греки». Сухое историческое исследование, 74 источника. Вывод статьи прост — единой транзитной магистрали не было, но была связь Киева с Византией до XIII в., а также на участке Киев — Новгород внутренние сношения (их, видимо, и исследуют современные археологи в Гнёздово). Внутренние сношения есть везде, а вот о плавании росов из Киева в Царьград подробно повествует Глава 9. Читаем текст и узнаём много интересного.
   Плавания были туда и обратно и имели регулярный характер. В тексте это постоянно подтверждается, например, переносом весел, уключин со старых на новые плавсредства и т.п. «Росы же ...   разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти [новые] вёсла, уключины и прочее убранство».
   Время плавания – июнь. «И в июне месяце, двигаясь по реке Днепр, они спускаются...». Это странно. У Днепра ярко выраженное весеннее половодье, он освобождается ото льда снизу вверх, от начала марта и до середины апреля. Пик половодья приходится в верховьях на середину апреля, в низовьях – на начало мая. Далее спад, и установление межени: июнь, июль, август. Минимальный уровень воды – в июле. Годовая амплитуда уровня воды в среднем и нижнем течении Днепра составляет 6 – 10 метров.  Росам надо торопиться, чтобы проскочить пороги на пике половодья, в мае! Ан нет – они отправляются в путь в июне, в межень, во время низкого уровня стояния воды в реке, имея перспективу ещё большего снижения уровня по ходу движения.
   Днепровские пороги «росы не осмеливаются проходить между скалами, но, причалив поблизости и высадив людей на сушу, а прочие вещи оставив в моноксилах, затем нагие, ощупывая своими ногами [дно, волокут их], чтобы не натолкнуться на какой-нибудь камень. Так они делают, одни у носа, другие посередине, а третьи у кормы, толкая [её] шестами и с крайней осторожностью они минуют этот первый порог по изгибу у берега реки».   Да это совершенно невозможно, а ведь росы и возвращаются так же, то есть, преодолевают пороги против течения!
   Здесь есть две загадки. Первая — лишь в 1960-е гг. в СССР зародился такой азартный вид спорта как рафтинг, т.е. спуск по бурным горным рекам. Обычные путешественники проводят лодки бечевой, т.е., идут по берегу, а лодку ведут по воде удерживая её за носовой и кормовой концы. Т.е. автор Главы 9 не имеет представления, о чём пишет.
   Вторая, самая жгучая, — каким же плавсредством пользуются росы? Слово моноксил (μουοξυλα) из Главы 9 переводят как однодеревка, потом как долблёнка.  Но росы   везут с собой грузы: инструменты, орудия для рыбной ловли и охоты, кухонную утварь, провиант, оружие.  Плавсредство должно быть вместительным. (По описанию, минимум 6 человек проводит моноксил через порог, остальные идут берегом и несут грузы).
   У комментаторов долблёнки «превращаются» в кили, к которым субвертикально наращены борта. Уже в море на этого монстра ставится мачта с парусом и кормило (руль).  Всё это, якобы, привезено с собой.  Ясно, что росы плывут на лодках, автор писал Главу 9 где-то в Венеции, глядя из окна на гондольеров, а комментаторы-историки видели лодки лишь в кино.  
   Долблёнка вырубается из ствола дерева топором (теслой). Тесла —   продукт литья. Для изготовления лодки необходимы также пила (распилить ствол на доски), долото (выдолбить пазы для соединительных шипов) и бурав (высверлить отверстия). Это продукты ковки.
   По всей видимости, киевские росы ковкой не владели, лодок строить не умели, закупали в Смоленске и Чернигове, потому-то и переносили уключины со старых лодок на новые! А зачем? Лодка, плывущая вниз по Днепру в опасное плавание по бурным водам, да через пороги, оснащённая вёслами с железными уключинами есть выдумка. Долго ли сломать весло?  Уключина утонет или весло с уключиной уплывёт, что тогда?
   Как же путешествовали по рекам на Руси? В XIV – XV веке снаряжаемые двинскими боярами ушкуйники в верховьях Вятки рубили деревья, распиливали их на доски и строили лодки-ушкуи. Целью было спуститься по Вятке, по Каме, выйти в Волгу и пограбить.  Ушкуйники ничем не отличались от варягов. Есть и легендарные герои: Прокоп, Рязан, Анфал Никитыч.
   Ушкуи не сохранились. Есть реконструкции — изящные килевые лодки. Да только зачем же?  Представим: сейчас весна, и скоро половодье.  Лодка строится быстро и без затей: плоское дно из досок, борта и лавки. В итоге – сборное одноразовое судно-корыто длиной 10-20 и более метров. Инструменты, оружие, котёл – с собой. Идти следует на вёслах.  Они устанавливаются просто – в борту буравом высверливаются два отверстия, в них загоняются штыри и получаются ушки. В ушки помещается весло: гребец тянет весло на себя, весло толкает воду назад, и ушкуй плывёт. Когда ушки сотрутся, борта   рассверливают и в отверстия загоняют новые.
   Такие лодки с ушками плавали на Волге ещё 20-30 лет назад. А в X в., получается, были в ходу железные уключины?
   Венецианский автор этого не знает и пишет себе дальше. Росы плавали в Царьград торговать. Товар – рабы в цепях (а зачем цепи, куда им бежать— в рабство к печенегам?). Цепь – продукт ковки, которой киевские росы не владели. Кто же так торгует?  Надо ведь наоборот – в Царьграде цепи покупать и везти их в Киев! Где логика?
   Продать можно всё, но по тем временам развития натурального хозяйства товары – это предметы роскоши. Какие предметы роскоши могли изготовить росы, если они даже лодок строить не могли, потому что ковкой ещё не овладели? Что им делать в Царьграде?
   Как осуществлялись торговые походы на Руси? Например, в XIV-XV веках из Москвы, по весне, купцы отправлялись на лодках (плоскодонных стругах и насадах) вниз по Москве-реке. Затем - по Оке до Рязани, оттуда вверх по Проне, потом по Ранове. Далее, на узком Окско-Донском междуречье существовала целая система волоков, например, Рясский волок.
   Через него шли в Становую Рясу, затем - по Дону до Черкасска (ныне станица Старочеркасская). Там продавали товары и лодки на доски. Закупали товары для Москвы и коней. Конями возвращались по степным дорогам, сакмам (фрагменты этих дорог сохранились). Если плыли дальше, то доходили до Азова, продавали лодки, а сами грузились на генуэзские морские суда и плыли в Царьград. На этих же судах возвращались, но по условиям черноморского мореплавания, высаживались на берегу между устьями Днепра и Днестра, закупали лошадей, шли на север, до Киева, переправлялись на левый берег и далее шли на Москву.
   То же самое, вплоть до XIX века делали купцы на Волге, спускаясь вниз с товаром на барках и шитиках – судах, которые и делали-то на одну навигацию с последующей разборкой и продажей досок в Царицыне или Астрахани. Возвращались лошадьми.
   Купец продаёт товар, чтобы получить прибыль. На юге дорог лес, но дёшевы кони. Значит, надо продать лес, лучше доски – больше дадут денег, и купить коней, на которых и вернуться, а потом продать и получить прибыль.
   У росов же из Главы 9 логика спортивная – сначала тяжелейшее путешествие вниз по Днепру на юг, в Царьград, там продали рабов в цепях, что-то закупили, потом фантастически невероятное путешествие вверх по Днепру домой, в Киев. Там не умерли от перенапряжения, а как ни в чём не бывало, отправились в полюдье. Наступил апрель – шабаш, росы, весна, пора готовиться к путешествию в Царьград!
   Результат: никаких оснований для того, чтобы признать путешествия из Киева в Царьград такими, какими они описаны в Главе 9, нет. То есть, описание-то существует, а вот реальные путешествия... Иными словами, Глава 9 явно написана в жанре фэнтези, источник несуразный по содержанию и ненадёжный вообще.

 

ИТОГИ

   В итоге, без каких-либо эмоций приходится сказать — в обоих рассмотренных источниках оснований, чтобы говорить о некоем Пути из варяг в греки, нет.  Просто — нет. Совсем нет!  Не было никакого ПВГ!
   Что дальше? Дальше необходимо сделать честные выводы — раз ПВГ не было, то и Киев на Днепре и Новгород на Волхове есть города, назначенные (900-летие крещения Руси отмечалось в Киеве, а памятник 1000-летию Руси стоит в Новгороде) с целью «обоснования» зарождения Руси на ПВГ как вторичной по отношению к Европе державы. К зарождению Руси они не имеют отношения.
   Тогда — где же зародилась Русь?

ПОСМОТРИМ НА ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ КАРТУ

   Сравним площади бассейнов рек: Ловать – 21,9 тыс. км2, Волхов – 80,2 тыс. км2, Днепр – 504 тыс. км2, Дон – 422,0 тыс. км2, Волга – 1360 тыс. км2.  Сравним их географическое положение. Преимущество у северной части Волжского бассейна: рыбная ловля, собирательство в лесу, земледелие в Ополье, конструкционный материал для жилья, орудий, плавсредств – древесина, в изобилии, есть топливо, связи на все стороны, водные пути доступны, есть, где укрыться. У Верхневолжья через Северную Двину и Белое море связь с Северной Европой, а через Оку, узкий Окско-Донской водораздел и Дон – связь с Южной Европой, с Царьградом. Оттого-то и есть преимущество у Верхневолжья, а не у Верхнекамья.

   А теперь перенесёмся в начало XX в.  — в те годы люди были более самостоятельны и выводов делать не боялись. Откроем книгу советского историка П.П.Смирнова «Волзький шлях и стародавни Руси». (Киiв, 1928). Скандинавские, персидские, арабские источники. Чёткость и смелость изложения.  Бесстрастный итог: «Мы констатируем, что начало истории Руси наиболее тесно было связано с историей водного пути на Волге. Волга стала той купелью, в которой разные этнографические наслоения   срослись в одно народное тело, получили своё новое, «русское» имя, обогатились новой, русской культурой и добились первого политического проявления в «Русском каганате» (перевод мой, В.Е.).
   Что это значит?
   Это значит, что русская, российская цивилизация самостоятельна и первична, а её изначальная особенность — державность. Не может быть моноэтнического русского государства, если «разные этнографические наслоения   срослись в одно народное тело». Русь — Россия — Российская империя — СССР — Российская федерация есть держава, хочется это кому-то или нет. Да, мы учимся у Европы, но почему бы и Европе у нас не поучиться? И потому российские критерии – научные, технические, культурные, военные, организационные и т.д. можно и нужно решительно применять к оценке окружающего Россию мира, делать выводы и формировать последствия! У нас прогресс, традиционные ценности, опора на собственные силы, стремление к справедливости, высокая культура, литература и искусство, наука и техника, права человека, веротерпимость, дружба народов и демократия. Нужна ли нам Россия от Дублина до Владивостока? Нет уж. Потому что Европа живёт за счёт остального мира, до сих пор управляется монархами, там пресыщенность, распущенность, безразличие и толерантность.
   И не надо российскую цивилизацию оценивать по   европейским меркам, а надо европейскую — по российским. Не своё надо мерить чужим аршином, а наоборот, чужое — своим, так надёжнее. Конечно, свой аршин соблюдать труднее, нежели взять готовый чужой, но трудностей бояться не следует, ведь назначение человека в том и состоит, чтобы их преодолевать.
   На Руси всегда так.

Владимир Евдокимов