История, уходящая в века

Когда я и Владимир возвратились из заповедника «Брянский лес», я сказала: «Это было самое лучшее путешествие из всех, совершенных нами». На что Владимир мне возразил: «А разве поездка в Рязанскую область или в Полистовский заповедник были хуже?».

Я подумала и согласилась: все наши поездки были чудесные — мы посетили красивейшие места, встретились с очень отзывчивыми людьми, но все равно, где-то в глубине души, мне эта поездка в «Брянский лес» кажется самой лучшей. Может быть, просто потому, что я была не готова к тому, что я увидела в этой поездке. Но обо всем по порядку.

Чтобы избежать московских пробок, мы накануне отъезда приехали на дачу, и уже оттуда следующим утром отправились в Брянскую область. Поездка началась с препирательств о маршруте — все дело в том, что одна и та же навигационная программа, но на разных устройствах проложила маршрут по-разному. Разница составляла почти 50 км. Пришлось останавливаться и выяснять в чем дело. Оказалось, что различие в начале пути — на киевское шоссе должны были ехать через Дорохово и Балабаново (и это дальше) или же — через Верею и Медынь. Я предложила «через Медынь». Владимир поворчал относительно качества тамошней дороги, но все же согласился ехать на Медынь. Впрочем, дорога оказалась вполне приличной, разбитыми оказались всего пара километров.

При выезде на Киевское шоссе нас ожидало небольшое приключение: из-за строительства развязки мы несколько заблудились и укатили почти в Калугу, пришлось разворачиваться и опять по целой куче съездов-разъездов как-то выбираться на Киевку. Спустя некоторое время теряешь ориентацию полностью и уже не понимаешь, откуда ехал, и куда надо попасть. Но на обратном пути мы справились с первого раза! Хотя в какой-то момент казалось, что мы едем уже по второму кругу.

Дорога. Всё дальше и дальше на юг

Кстати сказать, окружающий дорогу пейзаж очень разнообразен — то лес, то почти степи, жаль, что невозможно останавливаться «у каждого столба», чтобы пофотографировать, но пару остановок мы всё же сделали. И в конце концов, вполне благополучно добрались до центральной усадьбы заповедника, где нас встретила Екатерина Пилютина, заместитель директора по экологическому просвещению. А пока еще не стемнело, пошли прогуляться по экотропе, которая проходит рядом, прямо на центральной усадьбе.

Тропа очень красивая с табличками о животных и птицах, обитающих здесь, и макетами. К сожалению, очень быстро стемнело, пришлось на следующий день встать пораньше и опять отправиться на прогулку по тропе. И тут я впервые сфотографировала крапивника! Никогда раньше не попадался — а тут вот он, сидит, позирует.

А потом мы поехали по окрестностям. Сначала на партизанскую тропу. Вьется тропинка через лес и рассказывает о местных жителях и людях, которые волею судеб оказались в войну в этих краях и участвовали в партизанском движении. По этой тропе есть виртуальная экскурсия в программе Izi Travel, так что можно её услышать, задав координаты прямо в смартфоне. Заканчивается тропа в том месте где был партизанский госпиталь, сейчас там восстановлена землянка, в которой он и располагался. На тропе еще можно увидеть остатки от землянок со времен войны. Наверное, многие еще помнят песню «Шумел сурово брянский лес»: эта песня впервые была исполнена именно здесь, в партизанском госпитале.

Центральная усадьба и Партизанская тропа

Следующий пункт нашего путешествия — город Трубчевск. Я очень люблю такие города с историей, уходящей далеко в прошлые века, со старинными домами, где можно гулять бесконечно, каждый раз открывая для себя что-то новое…

Одной из главных достопримечательностей Трубчевска является парк. В парке со смотровой площадки открывается чудеснейший вид на реку Десна.

Трубчевск

После прогулки по парку мы заглянули в уютное кафе купить пирожков, как оказалось вкуснейших, и отправились в краеведческий музей Трубчевска. Здесь хранится знаменитый Трубчевский клад серебряных и бронзовых украшений антов. Вообще экспозиция музея обширна и охватывает период с древнейших времен и до наших дней.

А еще в Трубчевске есть планетарий! Единственный в нашей стране, расположенный в районном центре.

Следующий пункт нашего пути — село Юдиново. Чего только здесь нет: краеведческий музей, художественная галерея и музей-заповедник «Палеолит». И почему я всегда думала, что мамонты — это где-то далеко в Якутии или в Амурской области, а не тут, рядом, всего в каких-то 450 километрах от Москвы? Оказывается, вот тут наши предки (наверно можно их так назвать?) строили себе жилища из костей мамонтов.

Юдиново

И я все время спрашиваю себя: какими же целеустремленными и увлеченными должны быть люди, которые создали и, самое главное, поддерживают жизнедеятельность этих трех музеев в небольшом селе Брянской области, тем более в наше время?

В краеведческом музее мне, конечно, больше всего понравилась экспозиция «Крестьянская изба», наверное, она никого не может оставить равнодушным. И конечно, зал с экспонатами быта советских времен — а у меня тоже такое было! Картинная галерея: не во всяком городе есть картинная галерея, а тут есть.

На обратном пути мы заехали в Погар. Узнав, что в Погаре есть табачная фабрика, Владимир воскликнул: «Так вот откуда название Погар мне знакомо!» И поскольку является курильщиком с большим стажем, вспомнил продукцию советских времен, тут выпускавшуюся. Пришлось зайти в магазин за сувениром — жестяной коробочкой с незабываемой надписью: «Русский Мир. Курение убивает».

Погар

Возвратились на центральную усадьбу заповедника уже в темноте. Наутро — уже с небольшим морозцем — я опять, встав пораньше, решила пофотографировать ближайшие окрестности.

А чуть позже мы отправились на экскурсию собственно в заповедник на кордон Пролетарский, в деревню Чухраи и на кордон Старое Ямное. Лес вдоль дороги постоянно меняется — то сосновый бор, то березовая роща. К сожалению, ни зубров ни других крупных животных нам не удалось увидеть. На Пролетарском о зубрах напоминали только следы жизнедеятельности да тропа на водопой к реке…

Центральная усадьба и кордон Пролетарский

Зубров раньше мы видели в Окском заповеднике, где их разводят и затем выпускают в природу, в том числе и в заповедник «Брянский лес». Конечно, они не такие большие, как почему-то помнится из детства (как слоны!), но встречаться с ними вблизи все равно как-то не очень хочется.

Отправляемся дальше: в деревню Чухраи и на кордон Старое Ямное. Деревня напомнила мне брошенные деревни в Костромской области: многие дома разрушены и здесь, но летом тут живут. И сейчас, только начали прогулку по деревне, к нам вышла бабушка Антонина. Обсудили с ней политику, экономику, все последние новости страны и мира и отправились дальше по деревенской улице. В Чухраях живет основатель заповедника «Брянский лес» — Игорь Шпиленок.

Чухраи и кордон Старое Ямное

Последняя точка нашего маршрута — кордон Старое Ямное. Я так и не знаю точно: есть туда дорога, пусть даже и грунтовая, или же единственный путь на этот кордон — подвесной раскачивающийся мостик через реку? До сих пор не понимаю, как мне удалось преодолеть это сооружение туда и обратно (обратно, конечно, было легче). Место очень красивое, с огромными старыми дубами, на берегу извилистой реки Нерусса, с историей, уходящей в века…

Елена Комиссарова