Средневековые жители Старой Рязани. Находки последних лет
Вид городища Старая Рязань с высоты птичьего полета
Выдающийся памятник русской истории городище Старая Рязань, место, где находилась столица Рязанского княжества Рязань, расположен на правом высоком берегу реки Оки в 65 км от современной Рязани, которая получила свое название в 1778 г., став главным городом Рязанской губернии. До этого она носила название Переяславль Рязанский.
В летописи Рязань впервые упоминается в 1096 г. в связи с именем Олега Святославича, получившего по смерти отца рязанские земли. Рязань была одной из крепостей Черниговского княжества, затем — Муромо-Рязанского, а с середины XII в. становится столицей Рязанского княжества.
В 1237 г. Рязань оказалась первым стольным русским городом на пути монгольских войск, выдержала пятидневную осаду, на шестой день была взята, сожжена, большая часть её жителей погибла или была угнана в плен.
Диорама «Осада Рязани войском Батыя». Е.Дешалыт. РИАМЗ
После этой трагедии Рязань была восстановлена и снова заселена, но интенсивность жизни в городе была значительно слабее прежней. При частых набегах татар Рязань пустела. В документах XVI в. поселение на месте древней Рязани еще продолжало именоваться городом, может быть какое-то время по традиции, с XVII в. уже официально — село. Сейчас территория, где стоял город — это широкое ровное поле на высоком берегу Оки с сохранившимися мощными валами и рвом с напольной стороны. На месте посада, на берегу Оки располагается село Старая Рязань.
Бурная и трагическая рязанская история не позволила сохраниться рязанским летописям, лишь некоторые сведения по истории рязанского княжества дошли до нас в составе общерусских летописных сводов. «Главные материалы, служащие к объяснению Рязанской истории, заключаются в памятниках древности, к сожалению, закрытых от публики мрачной завесой неизвестности», — писал один из первых исследователей городища Д.П. Тихомиров1. Именно поэтому основные наши сведения о Рязани как о богатом стольном городе с мощными укреплениями, городе искусных ремесленников и отважных купцов, грамотным населением с тонким ощущением красоты — результат почти двухсотлетней работы археологов на городище. Теперь мы имеем представление о планировке отдельных городских кварталов, о трех старорязанских храмах, украшенных белокаменной резьбой, фресками и витражами, о времени возведения, ремонтах и конструктивных особенностях фортификационных сооружений, о ближней и дальней округе города. Представления, конечно, по большей части общие, поскольку исследовано лишь около 6% территории города.
Археологические исследования Старой Рязани были начаты сразу же после находки в 1822 г. клада золотых украшений, хранящегося ныне в Оружейной палате Московского кремля. Позже на городище проводили исследования Д.П. Тихомиров, члены Рязанской ученой архивной комиссии А.В. Селиванов, В.Н. Крейтон, С.Д. Яхонтов. В 1926 г. были проделаны широкомасштабные работы экспедицией ГИМ и Рязанского музея под руководством известного археолога В.А. Городцова. С 1945 г. на городище началось современное, подлинно научное изучение памятника — планомерные работы совместной экспедиции ИИМК (ныне ИА РАН) и Рязанского музея под руководством А.Л. Монгайта, которого на этом посту сменил в 1970 г. В.П. Даркевич. Экспедиция во главе с А.В. Чернецовым возобновила работу в 1994 г. после пятнадцатилетнего перерыва. С 2010 г. экспедицией руководит И.Ю. Стрикалов.
Одной из особенностей Старорязанского городища является большое количество найденных здесь кладов ювелирных изделий, схороненных горожанами накануне взятия города Батыевым войском. К настоящему времени найдено и введено в научный оборот 17 кладовых комплексов. Сведения о рязанских кладах широко публиковались и в научной, и в популярной литературе. Конечно же, спрятанных рязанцами кладов было гораздо больше даже на уже исследованной археологами площади. Их находили во время земляных работ на протяжении всего времени и крестьяне во время пахоты и добычи белого камня из фундаментов и цоколей уже разрушившихся храмов, и грабители, как в давние времена, так и в совсем недалекие. Так, клад 2005 г., был обнаружен в раскопе, заложенном на месте грабительской ямы. Судьба предметов, ради которых эта яма и была разрыта, неизвестна. Но рязанцы не прятали все семейные сокровища в одном месте, надеясь, что, разделив наборы дорогих ювелирных украшений на несколько частей и спрятав их в разных местах, хотя бы часть их они уберегут. Современные грабители, пользуясь металлоискателем, нашли только ту часть, что была спрятана неглубоко. Идя по их следам, археологи обнаружили среди других находок, обычных на городище, фрагменты серебряных ювелирных изделий. Как видим, грабителей не интересовали мелкие детали, которые могли бы дать представление о составе клада, о комплексе украшений, их особенностях. Другая часть семейных ценностей, найденная во время работы археологической экспедиции, была спрятана хозяевами в стене подполья, за лесенкой, в подбое, сделанном, видимо, наспех именно для этих целей. Грабители не добрались до них из-за большой глубины (95–100 см от поверхности), на которой сокровища были спрятаны обитателями усадьбы. Археологи увидели клад украшений таким, каким он был сокрыт хозяевами.
Клад 2005 г.
В его состав входили более шестидесяти предметов: три серебряных медальона с гравированными изображениями процветшего креста, пара колтов и пара подвесок-рясен (головные украшения), трехбусинные кольца и полукольца (головные украшения и элементы головного убора), бусы, подвески, цепочки из колодочек.
Кроме того, сохранились остатки войлочной, украшенной кожей сумочки, в которую были сложены украшения, остатки тесьмы и ниток, что является большой редкостью для культурного слоя Старой Рязани.
Деталь подвески колта
Тщательная разборка, бережное сохранение и реставрация вещей (ГосНИИР, реставраторы В.А. Понсов, П.Н. Котельников, С.А. Мартьянова) позволили восстановить некоторые способы ношения украшений и соединения их деталей друг с другом. Кроме того, изучение украшений дало возможность сделать некоторые наблюдения, позволившие выделить нескольких авторов произведений ювелирного искусства, которые встречаются в составе ранее найденных кладов и среди индивидуальных находок, сделанных археологами. Явно прослеживается рука одного мастера, изготовившего центральный медальон клада 2005 г., браслеты из кладов 1966 и 1970 г., перстень, найденный на Северном городище в 2010 г.
Браслет
Среди ныне безымянных мастеров есть теперь у нас знакомый — ювелир большого таланта и высочайшего мастерства2. Может быть, именно им спрятан был необычный клад, обнаруженный археологами в 2013 г.
Клад 2013 г.
Необычным этот клад делает и его местонахождение — он единственный на Северном городище, самой древней части Рязани, ставшей с развитием города ремесленным кварталом. Клад сокрыт не владельцами украшений, а мастером-ювелиром. Основная часть предметов компактно лежала на глубине 10–15 см от современной поверхности, отдельные предметы, видимо, положенные при захоронении клада сверху, были найдены на значительном расстоянии от места основной находки, унесенные и поврежденные плугом. В состав клада входят многочисленные серебряные украшения: четыре медальона с изображениями процветших крестов, два чечевицевидных и два звездчатых колта, многочисленные колодочки, составлявшие цепочки для подвешивания колтов, бусины, украшенные зернью и сканью, каменные крестики, часть из которых украшена серебряными обоймицами, две криновидных подвески, два витых браслета, позолоченные нашивные бляшки, трехбусинные кольца и полукольца, бисер. Сохранились и веревочки, нити, фрагменты ткани, которые могут помочь в реконструкции способов ношения украшений.
Детали украшений из клада 2013 г.
Кроме украшений в состав клада вошло и сырье, с которым работал мастер — рулон золотой фольги, золотой и три серебряных слитка. Видимо, как заготовку какого-то изделия можно рассматривать серебряную позолоченную с одной стороны ленту. Был в составе клада и кремневый наконечник стрелы, видимо эта «стрелка громовая» была амулетом мастера, и в клад попала в качестве оберега. Вместе с разрозненными вещами было найдено значительное количество ювелирных матриц-инструментов, при помощи которых способом тиснения изготавливались украшения или их детали.
Среди матриц встречаются экземпляры, недоработанные после литья, имеющие заусенцы, наплывы, неровную поверхность. Подобные находки служат прямым доказательством того, что не только украшения, но и матрицы-инструменты для их изготовления делались в Рязани. На принадлежность клада ювелиру указывает и то, что часть изделий — крестики, медальон — не закончены, нашествие Батыя прервало его занятие, но надежда на благополучный исход все же была, мастер не бросил неоконченную работу, материалы и инструменты, а спрятал их, и не в доме или на усадьбе, а на расположенном неподалеку кладбище. О дальнейшей судьбе ювелира мы может только гадать, и как бы ни хотелось надеяться на счастливый конец, мы знаем, что каждый клад — это свидетельство трагедии, в ином случае хозяева не оставили бы столь ценные вещи.
Послужить источником сведений об истории города, горожанах, их образе жизни, занятиях могут не только украшения и инструменты ремесленников, но и совсем простые находки археологов. Раскопки на посаде позволили обнаружить керамическую посуду, изготовленную гончаром, явно не местным. Было ли трагедией переселение в Рязань гончара (опять же безымянного) или он воспринял его с покорностью? Вряд ли мы когда-нибудь узнаем об этом, но о подневольном путешествии этого мастера мы можем делать предположения с большой долей вероятности. На подобные размышления археологов навела находка посуды и гончарного горна на территории посада в 2013 г.3 На неукрепленной части города в XI в. был устроен гончарный горн, он имел овальную форму. Перегородкой с продухами, расположенной в 50 см от дна, примерно на половине высоты горна, разделялись топочная и обжигательная камера.
Гончарный горн
Горн был разрушен во время обжига посуды. Археологи смогли проследить рухнувшую в топочную камеру перегородку, стенки горна, осколки уже обожженных сосудов, а на дне топочной камеры обнаружились обугленные плашки — остатки затопки. Внимание И.Ю. Стрикалова, автора типологии старорязанской керамики, привлекли остатки сосудов необычного для Старой Рязани облика. Горшки из горна имеют высокую вертикальную шейку с отогнутым наружу венчиком, вогнутое дно, качественный обжиг и орнамент в виде широкого рифления, относятся к т.н. «польской традиции», выделенной И.Ю. Стрикаловым. Подобная керамика встречалась при раскопках Северного городища, соседствуя с другой, отличной и по форме, и по обжигу посудой. Керамика «польского» типа существовала в Рязани недолго, но является ярким свидетельством связи Рязани с весьма удаленными от нее землями. Появление в рязанской земле гончара из далеких западных земель можно связать с походами киевских князей к польским землям. В летописи среди других походов русских князей к польским рубежам упоминается поход Ярослава и Мстислава Владимировичей в 1031 г. и говорится о полоне, приведенном князьями на Русь. Возможно, что часть его и была привезена на Оку, на восточную окраину владений Мстислава, и уже знакомый нам гончар был взят в плен и перевезен в Рязанские земли, начавшие осваиваться и заселяться русскими. И появление города Рязани с посадом в конце XI в. (первое упоминание 1096 г.) отодвигается дальше, в начало XI в., подкрепляется фактами предположение об этом, возникшее раньше, во время изучения укреплений Северного городища и примыкающей к ним городской территории.
В настоящее время городище Старая Рязань входит в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Сотрудники музея проводят экскурсии по городищу, рассказывая о городе, об истории исследования памятника. 5 сентября на городище в рамках Года литературы в России прошел праздник, посвященный «Повести о разорении Рязани Батыем». Его участники могли увидеть последние находки, сделанные во время археологической экспедиции. Для школьников была устроена игра-викторина, и, ответив на вопросы об истории Рязани, быте и занятиях горожан, школьники получали книгу о древней столице Рязанской земли. Центральным событием праздника стал спектакль-тризна «Повесть о разорении Рязани Батыем», созданный по одноименному произведению Молодежным театром «Предел» города Скопин Рязанской области. Музей планирует подобный праздник сделать ежегодным.
Не только праздники в планах Рязанского музея-заповедника. Ученым советом музея была принята разработанная археологами и музейными работниками концепция превращения Старой Рязани в археологический парк, намечен путь выполнения этой сложной задачи, цель которой — превратить Старорязанское городище в туристко-экскурсионный центр, дающий возможность соприкоснуться с прошлым через знакомство с единственным в своем роде древнерусским городом, сохранившимся в первозданном виде, сделать этот памятник истории и культуры эталонным объектом научных исследований, полигоном внедрения новых методов и подходов современной археологии и музеологии.
Елена Буланкина
Примечания
1 Архив ИИМК. Ф.6.Д.42. Л.6
2 Чернецов А.В. К характеристике иконографических и стилистических особенностей украшений из клада 2005 г.//Старая Рязань. Клад 2005 года. СПб — М. 2014
3 Стрикалов И.Ю. Гончарный горн XI века из Старой Рязани//КСИА. Вып.236. 2014