Дачные Сокольники

Сокольники, хоть вас поэты не поют,
Не хвалят вас и вашу жизнь простую,—
Но я люблю и ваш приют,
И ваших сосен сень густую.
М. Загоскин

В XV и XVI веках здесь была еще хвойная заповедная роща, но уже в XVII веке, благодаря увлечению царя Алексея Михайловича охотой, возникают первые постройки. Царский Соколиный двор, относящийся к дворцовому хозяйству села Алексеевского, располагался на месте современных улиц Сокольническая Слободка, Песочный переулок, а к западу от современной Маленковской улицы находилась Сокольничья Слободка. Сквозь Слободку был проезд от дороги из Преображенского в Москву через нынешнюю территорию парка в сторону села Алексеевского.

Первый подробный план этой местности, Мичуринский план 1739 года, показывает точное расположение Соколиного двора и Сокольничьей Слободки.

На плане Горихвостова 1767 года можно различить ручей, левый приток Рыбинки, который протекал на месте современной Маленковской улицы и отделял двор от слободки.

В XVII веке он носил название Семеновский соколиный двор и просуществовал до конца XVIII века. После прокладки Камер-Коллежского вала в 1742 году Сокольники вошли в полицейскую границу Москвы. На месте современного входа в парк находилась деревянная застава с кордегардией.

Еще при Петре I возникла традиция первомайских народных гуляний в районе Ширяева поля, где с конца XVII века гуляли иноземцы из Немецкой слободы. Местность долгое время называлась «Немецкие станы (столы)». Для проведения гуляний был прорублен первый просек, появившийся в Сокольниках — Майский.

Первым дачником Сокольников можно назвать Якова Александровича Брюса, генерал-губернатора Москвы в 1784–1786 гг.

В 1785 году ему был пожалован большой участок земли в верховьях запруженной в этом месте реки Рыбинки. На участке располагался его казенный загородный дом, состоящий из двухэтажного каменного особняка в формах модной тогда псевдоготики, различных хозяйственных построек. За домом был разбит сад с лугами и огородами вдоль Рыбинки. Дача Брюса хорошо видна на плане 1789 года, составленном Иваном Марченковым.

После Брюса имение перешло к его дочери графине Е.В. Мусиной-Пушкиной-Брюс, а в 1808 г. дачу купил Ф.В. Ростопчин, будущий генерал-губернатор Москвы (1812–1814 гг.)

Дом сгорел 19 октября 1812 года.

В 1833 году бывший участок Ростопчина был куплен родным братом декабриста П.Ф.Митьковым.

По указу Николая I в 1826 г. «за уничтожением птичьей охоты» Сокольничья Слободка и ее хозяйство были переданы в ведомство Экспедиции Кремлевского строения и началась продажа участков под застройку частным лицам, большинство из которых составляли чиновники дворцовой конторы. Камергер Берхман одним из первых выстроил около вала несколько дач и по этому случаю давал своим знакомым праздник на открытом месте.

Вот что писал о Сокольниках в 1840-е годы популярный в то время писатель М.Н. Загоскин:

«Не побывать первого мая в Сокольниках, а особливо в такую прекрасную погоду, не полюбоваться этим первым весенним праздником — да это бы значило лишить себя одного из величайших наслаждений в жизни!… Когда я миновал Красный пруд, сцена совершенно переменилась: передо мною открылось большое плоское пространство, усеянное экипажами и бесчисленными толпами запоздалых пешеходов. Кареты, коляски, дрожки и щеголеватые купеческие тележки неслись шибкой рысью врассыпную по обширному Сокольничьему полю; большая часть из них съезжалась на деревянном мосту, перекинутом через другой ручей, который также, не знаю почему, называют речкой Рыбенкою. Вот вдали, на темно-зеленом поле сосновой рощи, окаймленной красивыми дачами, обрисовались белые столбы Сокольничьей заставы. Вот налево замелькали разноцветные кровли Красного села — села, в котором нет ни приходской церкви и ни одной крестьянской избы. Это собрание не дач, а загородных домиков, составляющих несколько улиц и переулков, походит на красивый уездный городок, в котором не построены еще соборный храм, гостиный двор и не устроена базарная площадь с присутственными местами. На левой руке, в близком расстоянии от заставы, была некогда знаменитая дача графа Ростопчина. Теперь остались одни развалины дома и запустелый сад, по дорожкам которого растет трава и ездят иногда для сокращения пути мужички в своих телегах».

К 1848 году в Сокольничьей роще разбили просеки радиально от заставы и стали отдавать в аренду участки вдоль просеков. До Поперечного просека они имели нумерацию по порядку (от 1-го Лучевого до 6-го Лучевого), а за Поперечным некоторые из них назывались по-другому: 3-й Лучевой просек продолжался Алексеевским проспектом, 5-й Лучевой просек — Путяевским проездом, а 6-й Лучевой просек — Погонно-Лосиным проспектом. К тому времени дачи в большом количестве уже существовали не только в районе нынешних улиц Шумкина, Старослободской, Маленковской, Сокольнической Слободки, Сокольнического, Песочного и Полевых переулков, но и в районе Ширяевских и Оленьих улиц, где еще с XVIII века проходили гулянья, а местность называлась Немецкие столы (станы). Хорошо отражает ситуацию с дачным строительством на тот момент «Топографический план Москвы» 1838 года, дополненный к 1852 году.

Первое графическое изображение дач в Сокольниках можно увидеть на иллюстрированном плане 1852 года Д.С. Индейцева.

В 1860-е годы в связи с разросшимся количеством дачников, проводивших все лето в Сокольниках остро встала необходимость в строительстве храма и по инициативе и на средства состоятельных дачников Сокольников, во главе И.А. Лямина и Д.С. Лепёшкина в 1863 году, по проекту зодчего П.П. Зыкова, на Майском проспекте возвели храм во имя святителя Тихона Задонского, выполненный из дерева. Однако за несколько лет храм обветшал, и в 1875 году на средства И.А. Лямина, по проекту архитектора А.А. Семёнова, храм был выстроен вновь.

И.А. Лямин потратил много сил на благоустройство Сокольников. Сначала он был членом, а позже председателем Комиссии по благоустройству Сокольников.

Известный московский промышленник и общественный деятель Н.А. Варенцев (1862–1947) вспоминал:

«…летом в 1896 году московское купечество давало обед министру финансов Витте в Сокольниках на даче миллионера Лямина… обед был очень хороший, после него пошли пить кофе в гостиную, я же, пользуясь пребыванием на даче Лямина, отправился посмотреть оранжереи и цветники, раскинутые вокруг дачи. Причина таковому моему желанию — вынесенное еще с детства впечатление от цветов на даче. Когда я гулял со старшими, меня всегда поражала дача, окружённая по фасаду затейливой чугунной решёткой, окаймлённой подстриженными хвойными деревьями, прерываемыми в том месте, откуда открывался вид на дачу, на криво-извилистые дорожки сада, на подстриженные газоны, на них в изобилии разбросанные роскошные цветочные клумбы… Теперь же я был разочарован… было заметно, что за смертью любителя Ивана Артемьевича Лямина дело велось без должной любви к цветам… Садовник, между прочим, рассказал что Иван Артемьевич, гуляя по саду, был однажды окружён грабителями, снявшими с него всё…»

В 1873 году в Сокольниках появилось керосиновое освещение, а в феврале 1875 года провели конку, замененную в феврале 1905 года на электрический трамвай.

В 1879 году Сокольничья роща, Ширяево поле и Оленья роща были выкуплены городом у Министерства государственных имуществ.

В 1883 году на Сокольничьем кругу , по проекту архитектора Д.Н. Чичагова, по случаю коронации императора Александра III, выстроили деревянный резной павильон с кружевами в псевдорусском стиле, просуществовавший до 1956 года, когда он сгорел.

Интерьеры в павильоне были выполнены при участии архитектора А.С. Каминского.

В конце XIX века жизнь дачников в Сокольниках не была безоблачной — в парке бывало много народа, а в районе старого гулянья, под видом чайной торговли, велась доставка посетителям вина, что провоцировало бесконечные драки и большое количество пьяных, праздно шатающихся по парку, да и Яуза к тому времени сильно измельчала и загрязнилась из-за большого количества промышленных строений вдоль ее берегов, что также не добавляло комфорта.

Однако и благоустройство Сокольничьей рощи продолжалось.

В конце XIX – начале XX вв. соорудили плотину в Оленьей роще для поддержания системы прудов, появились лабиринт, ипподром, любители лыжного спорта могли покататься за Яузой в местности под названием «Швейцария», отдохнуть в многочисленных чайных.

В начале XX века в Сокольниках насчитывалось уже несколько сотен дач.

После 1917 года дачи были национализированы. В них разместились санатории, школы, госпитали, больницы, детские дома. Позже в большинстве из зданий бывших дач находились коммунальные квартиры. Карта 1968 года показывает, что к тому времени еще сохранялось множество дачных построек.

Однако в 1974–1978 гг. по Сокольникам прокатилась бессмысленная волна сносов, уничтожившая большую часть зданий.

Что же осталось от былого дачного великолепия на сегодняшний день? Всего лишь 12 владений с постройками, 9 из которых являются объектами культурного наследия.

До недавнего времени их было 13, но в конце 2010 года снесен выявленный объект культурного наследия «Дача С.П.Афанасьева, 1903 г., арх. П.Соколов: главный дом, служебный флигель, фрагмент ограды с двумя воротами по улице и просеку» (3-й Лучевой просек, д.12, стр.6).

Сохранились лишь фрагменты ограды.

Из сохранившихся, но не ставших памятниками, стоит отметить бывшую дачу А.Ф. Второва (Ростокинский проезд, д.13а, стр.9). К сожалению, весной 2016 года у нее рухнула большая часть кровли и дом с удивительными резными деталями без срочных консервационных работ долго в таком состоянии не протянет.

Также не имеет статуса объекта культурного наследия каменная дача в неоклассическом стиле, предположительно построенная по проекту архитектора Д.С. Маркова (Большая Оленья ул., д.15, стр.1). Здание находится на закрытой территории и требует дополнительного исследования. В начале XX века владение принадлежало А.А. Смирновой, позже В.К. Жиро, а сохранившееся здание было построено при Олеге и Викторе Сергеевичах Смирновых.

Еще одно здание без статуса — бывшая дача по Богородскому шоссе, д.18, стр.6. Здание было многократно перестроено, горело несколько лет назад и на сегодняшний день представляет из себя руину с провалившейся крышей.

Статус объектов культурного наследия имеют следующие постройки:

объекты культурного наследия регионального значения

1. Дача Лямина (с 1918 г. — Лесная школа в Сокольниках, сейчас — частная школа «Мыслитель»), XIX в., 6-й Лучевой просек, д. 21
• Главный дом, кон. XIX – нач. XX вв., 6-й Лучевой просек, д. 21, стр. 11

• Здание зимнего сада с башней, кон. XIX – нач. XX вв., 6-й Лучевой просек, д. 21, стр. 25

• Конюшня, кон. XIX – нач. XX вв., 6-й Лучевой просек, д. 21, стр. 3
• Амбар, кон. XIX – нач. XX вв., 6-й Лучевой просек, д. 21, стр. 8
• Пруд с гротом-мостом, кон. XIX – нач. XX вв
• Фрагмент ограды с пилонами ворот, кон. XIX – нач. XX вв.

2. Дача, конец XIX – начало XX вв. Здесь в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. размещался первый госпиталь для летного состава Красной Армии, который в 1944 г. посетил генерал Шарль де Голль. Адрес: Поперечный просек, д. 17, корп. 14 (бывшая дача П.А. Смирнова).

3. Усадьба П.В. Цигель в Сокольниках, 1915–1917 гг., 1930-е гг., архитектор С.Я. Айзикович, 5-й Лучевой просек, д. 14
• Главный дом, 1915–1917 гг., 1930-е гг., 5-й Лучевой просек, д.14, стр.1

• Службы, 1915–1917 гг., 5-й Лучевой просек, д.14, стр.2

• Ограда с воротами и калиткой, 1915–1917 гг., 1930-е гг.

выявленные объекты культурного наследия

4. Дача А.В.Ананьевой, кон. XIX – нач. XX вв. (кухонный флигель), 6-й Лучевой просек, д 19, стр. 2

5. Дача М.П.Хлебниковой, кон. XIX в., 5-й Лучевой просек, д. 16, стр. 1

6. Дача А.Я.Перловой, 1911 г., арх. К.К.Гиппиус, Поперечный просек, д. 17, стр. 19

7. Дача М.А.Сиротининой, кон. XIX – нач. XX вв., Поперечный просек, д. 35

8. Дача И.Я.Тестова, кон. XIX – нач. XX вв.: главный дом, флигель, крытый переход, Большая Тихоновская ул., д. 18, стр. 1

9. Грот и фонтан дачи Н.Д.Стахеева, арх. К.Ф.Бугровский, 1890 гг., Большая Оленья ул., д. 6

В 2017 году заканчиваются реставрационные работы по дачам Цигель и Хлебниковой. Большинство построек других сохранившихся дачных владений находятся в удручающем состоянии.

Очень хочется верить, что их в ближайшее время тоже приведут в порядок.

Сергей Клычков