Легендарная Воробьиха
Активное увлечение спортом способствовало не только росту числа членов различных спортивных обществ, не только становлению спортивной индустрии производящей форму и снаряжение, но и оказало влияние на, казалось бы, совершенно неспортивные отрасли.
Удивительным образом история переплетается с современностью. Так в декабре 2015 года во время фестиваля «Путешествие в Рождество» на Манежной площади было установлено несколько десятков стендов, рассказывающих о знаковых событиях для Нового года и Рождества. Не обошли стороной организаторы этого исторического путешествия и зимние забавы россиян. На одном из плакатов, посвящённых спортивной тематике, были написаны слова: «В дореволюционной России излюбленным местом лыжеходцев были Сокольники. Именно там появились первое «кафе для любителей лыжных прогулок»».
И пусть стенд относил нас к 1916 году, совершенно ясно, что речь шла об известной в начале прошлого столетия чайной лавке Воробьёвой, которую облюбовали лыжники из разных спортивных обществ.
В журнале «К спорту!» №49 за 1912 год напечатана заметка о первой вылазке лыжников в том далёком году. Здесь же приводится снимок, на котором хорошо читается «Чайная лавка А.Г. Воробьевой». На краеведческих ресурсах встречаются единичные упоминания об этом заведении, где отдыхали сокольнические спортсмены, но эти немногочисленные страницы переполнены обсуждением местоположения знаменитой в своё время «Воробьихи».
Не претендуя на «последнюю инстанцию», очень хочется верить, что нам удалось установить истинное местоположение этой чайной. А помог в этом всемогущий Случай.
Во время одного из посещений Ленинки (именно так многие продолжают называть Российскую Государственную библиотеку) в Ежегоднике ОЛЛС за 1910–11 г. обнаружился весьма интересный «План Сокольников издание О.Л.Л.С. 1909–1910гг.» Согласно схеме, трактир Воробьёвой был самым последним «сокольническим» домом перед Яузой по современной Краснобогатырской улице. Мимо него линия конки устремлялась к мосту, ведущему в Богородское.
Безусловно, есть нестыковка в названии заведения, и это повод для продолжения исследования, но давайте попробуем поразмыслить.
В справочнике «Вся Москва» за первые годы ХХ века обозначенный нами дом именовался то №1, то №5 по Богородскому шоссе, а вот владельцем значился Воробьёв Артемий Андреевич, московский купец. Вполне возможно, что владельцем дома, а значит и прописанным во всех справочниках был Воробьёв А.А., а управляющей чайной или трактиром являлась его родственница — Воробьева Акулина Герасимовна.
Вообще Воробьевых в Москве начала прошлого века было весьма много, некоторые из них вели свои дела — открывали торговые лавки, питейные заведения и тому подобное. Так на Большой Богородской (ныне Краснобогатырской) в доме №19 был трактир Воробьёвой Е.С., а именно «чайная лавка», принадлежащая уже Воробьёвой А.Д. в справочниках значится вообще за пределами Сокольников. Вот только зачем спортивному обществу отмечать на своей карте одно заведение, а посещать совсем другое?
Более того: в уже указанном Ежегоднике ОЛЛС достаточно много рекламных публикаций, в том числе предлагающих утолить голод или жажду. Например, целую страницу занимает объявление о ресторане по адресу: Сокольничье шоссе, дом 45. Но самое главное, что в этой же книжечке имеется предложение посетить у Богородского моста заведение А.Г. Воробьевой, где можно попить молока, чаю и закусить, а заведение в рекламе уже называется «Теремок».
Косвенное подтверждение нашего предположения о нахождении любимого лыжниками «общепита» находим в воспоминаниях Михаила Николаевича Тихомирова: «…лыжное путешествие с моими товарищами начиналось от того моста в Богородском, который перекинут через Яузу. Здесь у самого деревянного моста стояло несколько чайных. Кажется, маленькие, теперь уже перестроенные домики этих чайных сохранились до последнего времени.
Взяв лыжи в Сокольниках, т.е. при входе в парк, там, где раньше находился «Круг», мы быстро пробегали Сокольнический парк и обычно пили чай в чайной. Чай стоил пять копеек на человека. Подавалась «пара чая». Она состояла из маленького чайника, где был заварен чай, и большого с кипятком; кипятку можно было брать сколько угодно, его немедленно приносили. К этому полагались или две конфетки «монпансье», или два куска сахара. За дополнительный сахар или конфеты нужно было платить отдельно.
Обычно мы брали белый ситный, а иногда раскошеливались и заказывали яичницу с колбасой, которую нам приносили на большой сковороде и которую мы уплетали с большим удовольствием. Насколько я помню, никакой водки наша компания из пяти-шести студентов не употребляла, да, впрочем, в городских чайных и добыть эту водку можно было только по особому заказу и по особой договоренности. Её тогда приносили в виде кипятка в чайнике, так как установить по цвету, что это была за жидкость — кипяток или водка, с первого взгляда было невозможно».
Конечно, пока вопросов больше, чем аргументированных ответов, но найти их — это задачи будущего, а пока очень надеемся, что мы правильно указали место расположения легендарной «Воробьихи».
(Глава из книги «Спортивные Сокольники. История и современность»)
Федор Евдокимов, Сергей Евдокимов