Почему же состоялась «ленинская ёлка» в Сокольниках?

Во второй половине XIX века Сокольники стали модным дачным местом и, как писали тогда, их было «можно назвать небольшим городком». Здесь находились дома именитых и богатых москвичей, среди которых, на 6-ом Лучевом просеке под номером 21, была дача московского градоначальника, купца и мецената Лямина Ивана Артемьевича.

Иван Артемьевич — Московский городской голова (1871–1873), учредитель и член совета Московского купеческого банка. Большое место в его жизни занимала христианская благотворительность и помощь Церкви. Более 35 лет был старостой церкви Николая Чудотворца в Пыжах на Большой Ордынке. Жертвовал деньги на строительство храмов. Большое внимание он уделял делу народного просвещения, состоял членом московского отделения Общества Российского Красного Креста. В 1875 г. за общественную деятельность получил чин действительного статского советника. По словам Ивана Ивановича Лямина, проживающего сейчас во Франции, в семье Ляминых есть предание, что Иван Артемьевич отказался от возведения во дворянство, сопровождающего получение этого чина, предпочитая звание почётного потомственного гражданина Москвы.

В середине XIX века Лямин приобретает участок земли в Сокольниках, где обустраивает летнюю семейную усадьбу. Тогда же Иван Артемьевич стал председателем Комиссии по благоустройству в Сокольниках. В 1863 году на Ширяевом поле на средства И.А. Лямина и брата его жены Д.С. Лепёшкина, при поддержке 15 купцов, проживающих на сокольнических дачах был построен деревянный храм Святителя Тихона Задонского по проекту архитектора П.П.Зыкова, освященный 14 июля 1863 года митрополитом Филаретом.

После революции 1917 года и национализации зданий и участка, на ляминской даче 1 мая 1918 года была открыта первая советская опытно-показательная лесная школа на 75 человек. Детей разместили в роскошной благоустроенной усадьбе с обширным парком, оранжереями, бассейном и прудом. В то время дом с постройками сохранял дореволюционный вид. Электричество вырабатывалось свое, при помощи машины, действовавшей на керосине; работала водокачка, был телефон.

Не случайно именно сюда было решено устроить на отдых Надежду Константиновну Крупскую — супругу Ленина, когда у неё обострилась базедова болезнь. Она жила здесь с конца декабря 1918 года по февраль 1919 года в одной из комнат второго этажа дома, вблизи лестницы запасного выхода, так что комната практически имела свой собственный вход с улицы. Благодатный воздух, покой, окружение детей оказали на здоровье первой леди молодого советского государства хорошее воздействие. Крупская сдружилась с ребятами, они поверяли ей свои секреты, слушали её беседы. Во время её пребывания в школе сюда почти каждый вечер приезжал Ленин, в большинстве случаев со своей сестрой Марией Ильиничной.

Особенно памятен приезд Ленина, когда в школе решили устроить новогодний праздник. В гости к ребятам приехал не только Владимир Ильич, но и Мария Ильинична Ульянова и Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич.

Праздничная программа вечера была великолепной, ведь среди взрослых присутствовала камерная певица Фейга Самойловна Вахман, и оперная певица Валерия Владимировна Барсова, которая спела «Соловья» А. Алябьева и несколько песенок из «Детского альбома» П.И. Чайковско­го. Пианист Самуил Евгеньевич Фейнберг сыграл прелюдию Ф. Шопена, да и сами ребята приготовили спектакль «Санки-самокатки».

Красавица ёлка, наряженная самодельными флажками, золочёной звездой и игрушками, высилась до потолка в школьном зале. Владимир Ильич смотрел выступления ребят, водил с ними хоровод, играл в кошки-мышки.

«Они отбили его от взрослых,— вспоминал этот вечер Бонч-Бруевич.— Потащили его с собой пить чай, угощаться, накладывали ему варенье… а он им давал орехи, наливал чай из горячих стаканов и зорко следил за всеми, точно все они были его семьей… С детьми ничего нельзя было поделать. Они завоевали Владимира Ильича совершенно.

Потащили его в другие комнаты. Показали свой живой уголок… Показывали рисунки, свой журнал, который они почти никому не давали читать. Владимир Ильич углубился в их дела, да так, как будто бы он всю жизнь только то и де­лал, что занимался со школьниками».

Это событие отражено во многих воспоминаниях его участников. Писатель А.Т. Кононов написал детскую книжку «Ёлка в Сокольниках», по мотивам которой в СССР был даже выпущен диафильм, художники изображали праздник на своих полотнах. И такой интерес к этой ёлке не случаен. В первые годы советской власти были отменены все старые праздники и обычаи, а ведь ёлки в России были традиционным украшением к Рождеству Христову. Новых общенародных праздников ещё не было, поэтому не удивительно, что новогодняя ёлка, поставленная в сокольнической лесной школе, стала чудесной сказкой, которую новая власть никак не связывала с какими-либо религиозными обрядами, а сочла только лишь детской вечеринкой, развлечением для ребят.

Уже после смерти вождя, в конце 20-х – начале 30-х годов в стране велась активная антиёлочная кампания. Запретили не только продажу деревьев на ёлочных базарах, но и сурово карали за установку запрещённых лесных красавец в домах. Около десятилетия длилась эта борьба с рождественским деревом.

Только в конце 1935 года в главной газете страны, в «Правде», появилась статья второго секретаря ЦК КП(б) Украины П. Постышева под названием «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку». С этого времени и возродилась традиция наряжать вечнозелёное дерево в канун Нового года. Правда, с тех пор ёлка из рождественской окончательно сделалась новогодней.

Но наверняка в реабилитации пушистой праздничной красавицы, в восстановлении этого радостной подготовки к встрече Нового года — установки и украшению ёлки, далеко не последнее значение имела ленинская ёлка в Сокольниках, организованная в далёком 1919 году.

После выздоровления Надежды Константиновны Ленин лишь однажды зимой приезжал в Сокольники и заходил в лесную школу.

Через 40 лет, 19 января 1959 года на здании бывшей лесной школы была открыта доска из красного гранита с бронзовым барельефным портретом Ленина, созданная скульптором С.З. Мограчевым. На мемориальной плите были золотом выбиты слова:

Владимир Ильич
Ленин
присутствовал в этом доме
19 января 1919 г. на елке
в “Лесной школе” и часто
приезжал сюда зимой 1918–1919 г.
во время пребывания здесь
Н.К. Крупской

И здесь мне бы хотелось поделиться своими сомнениями по поводу даты проведения этой исторической ёлки. Да, и на гранитной доске, и во многих литературных источниках указывается 19 января. Только разумно ли устраивать встречу нового года через три недели после его фактического наступления, да ещё в то чудовищно быстротечное и неустойчивое время, когда каждый новый день был настолько насыщен событиями, что в другое время хватило бы с лихвой на целый месяц? Ведь революция победила чуть более года назад, шла гражданская война… Да и Надежда Константиновна в своих воспоминаниях пишет: «В начале 1919 г. (на старое рождество) школа устраивала елку для ребят». А это уже, извините, 6 января.

Попробую высказать свою версию. Ёлка устраивалась именно 6 января 1919 года по новому календарному стилю. Реформа календаря действовала чуть более года — после 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля 1918 года — Россия перешла с юлианского летоисчисления на григорианский, только большинство простых граждан по привычке продолжало считать дни по старому привычному времени. Немудрено, что тогда все на некоторое время перестали понимать, где Новый год, где Рождество.

Первые же воспоминания об описанном празднике появляются только в 30-е годы, так что чехарда с новым-старым стилем вполне могла отодвинуть дату праздника на 13 дней с 6 на 19 января.

Нельзя исключить и вариант целенаправленного смещения даты проведения ёлки на две недели вперёд, дабы не допустить возможные ассоциации ленинского праздника с Рождеством Христовым.

Сейчас это удивительное по архитектуре старинное деревянное здание отремонтировано и целиком предоставлено частной школе. А вот мемориальная доска уничтожена. Я не знаю, кто и когда снял памятную плиту со стены бывшей лесной школы, только несколько лет назад нижний осколок гранита с буквами ещё стоял прислонённый к задней стене дома, где когда-то Владимир Ильич водил хоровод с детьми вокруг красавицы ёлки. Сегодня этого камня возле здания уже нет.

Единственным напоминанием об этом празднике и посещении его вождём мирового пролетариата можно считать сохранившийся памятник на территории усадьбы Ляминых, который хорошо видно с 6-го Лучевого просека. Серый камень запечатлел Ленина, рассматривающего книгу вместе с маленькой девочкой и мальчиком. В советское время этот беломраморный монумент находился внутри здания и был частью экспозиции филиала библиотеки имени Некрасова, он даже запечатлён в буклете библиотеки 1980 года. После развала СССР настало время, когда памятник вынесли на улицу, где он находится и сегодня, постепенно разрушаясь.

Правда, приезд на ёлку мог вообще не состояться. Направлявшийся в лесную школу автомобиль был остановлен на Русаковской улице вооружёнными бандитами. Пассажиров (Ленина, его сестру, шофёра и охранника) вытащили из машины. Полагая, что перед ним не в меру бдительный милицейский патруль (милиция в то время ещё не имела формы), председатель Совнаркома попытался предъявить главному московскому бандиту своё удостоверение: «Я — Ленин». «Ты — Левин, а я — хозяин города!» — рявкнул тот, не расслышав из-за шума включённого мотора фамилию человека в драповом пальто. Это Ильича и спасло. Отобрав у него браунинг и бумажник с документами, бандиты умчались в «конфискованной» машине. А пострадавшим пришлось пешком добираться до Сокольнического Совета, чтобы вызвать из Кремля другую машину с вооружённой охраной. На ней Ленин и прибыл на 6-й Лучевой просек, опоздав на четыре часа.

Не так давно был снят гриф секретности с 23-томного следственного дела № 240266 «О вооружённом нападении бандитов на В. И. Ленина», которое было заведено 6 января 1919 года. Это лишний раз подтверждает, что ёлка по привычке была устроена в сочельник. Так что вопрос даты, наверное, стоит считать закрытым.

Мне думается, что мы подошли к главной теме.Возникал ли раньше вопрос: почему Крупская спокойно жила на самой окраине города в сокольнической глуши, где на самого Ленина было совершено нападение? Почему для этого была выбрана именно дача Лямина на 6-м Лучевом просеке в доме 21? Только ли комфорт автономного электричества, наличие телефона сыграли роль на размещение здесь первой леди нового государства?

Я уже не помню, как я познакомился с Задикяном Артёмом Аршаковичем — фотографом, который много работал с сотрудниками МГО ВООПИиК, запечатлел виды Сокольников 70-х годов и сохранил многие исторические документы от уничтожения в 90-е годы ХХ века. Артём Аршакович дал мне возможность ознакомиться с редкими записями по истории Сокольнического района. Так мне посчастливилось прочитать рукопись Кузина Владимира Павловича — члена актива Сокольнического отделения МГО Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, активно сотрудничавшего с краеведческим отделом библиотеки им. Н.А. Некрасова. В этот актив входили преимущественно жители района, которые под руководством Моисеевой Лидии Иосифовны, собирали материалы по истории Сокольников. Так вот, среди записей Владимира Павловича на уже пожелтевших от времени тетрадных листочках я обнаружил интереснейшие данные о доме № 23 по 6-му Лучевому просеку.

Рукопись В.П. Кузина

В первые годы Советской власти здесь располагалось общежитие ВЧК. Посмею предположить, что несмотря на тяжёлое смутное время сразу после революции, когда бандиты чувствовали себя вольготно, а Сокольники были глухой окраиной столицы, именно соседство с хорошо обученными военными, имеющими оружие, а главное искренне преданными новой власти людьми, позволило нормально работать Первой опытной лесной школе, находившейся в соседнем доме № 21.

Первым комендантом этого общежития был назначен К. Строганов, семья которого продолжала жить в этом доме до 70-х годов ХХ века. А в летний период 1919 года здесь периодически бывал и работал Ф.Э. Дзержинский со своими соратниками, среди которых были товарищ Моршанов и женщина-чекист Рославец.

Самое удивительное, что мне удалось вычитать в этой рукописи: с начала 1969 года велась активная работа по увековечиванию памяти посещения этого здания первым руководителем службы государственной безопасности молодой Советской республики. В материалах Кузина сохранена переписка с персональными пенсионерами союзного значения Я.Г. Дзержинской, С.В. Дзержинской, почётным чекистом В.В. Фоминым, бывшим членом комиссии ВЧК С.Г. Ураловым, биографом Ф.Э. Дзержинского Н.И. Зубовым. Смысл всех этих записей был подчинён только одной идее — подготовке и оформлению ходатайства перед соответствующими органами об установлении на доме № 23 по 6-му Лучевому просеку мемориальной доски с текстом:

В этом доме
в общежитии ВЧК
летом 1919 года
неоднократно бывал
Ф.Э. Дзержинский

Сегодня уже нет этого дома, и, наверное, мы никогда не узнаем — была ли установлена эта мемориальная доска или память о первых чекистах в Сокольниках осталась только в воспоминаниях и на пожелтевших листах бумаги.

Дом № 23 по 6-му Лучевому просеку. Автор фото Юрий Лукашевич

Кроме того, на территории располагавшегося рядом ипподрома наверняка размешались какие-то кавалерийские части, поддерживающие власть Советов. К сожалению, это только предположение, поскольку найти достоверные сведения об этом ипподроме пока не удалось.

Думаю, что следует лишний раз подчеркнуть невозможность оценивать и анализировать слова, события или деяния изолированно от окружающего, вне контекста, без учёта внутренних и внешних побудительных мотивов и воздействий.

И я совершенно уверен, что именно соседство Лесной школы со структурами, способными обеспечить безопасность любому начинанию новой власти (общежитие ВЧК и кавалерия ипподрома) позволило провести всем известную «Ёлку в Сокольниках». А представленная информация является исторической сенсацией, поскольку позволяет по-новому взглянуть на причинно-следственную связь хорошо известных событий, произошедших в Сокольниках почти сто лет назад.

Фёдор Евдокимов