Сокольнический циклодром
Первые велосипеды появились в Российской Империи в середине 1860-х годов. Однако развивался велосипедный спорт очень медленно. Причин этому было несколько. С одной стороны, в самом начале стоимость одного велосипеда составляла около 300–400 рублей, и он был доступен только очень богатым людям. С другой стороны, основная часть общества настороженно относилась к самокатчикам из-за неестественных скорченных поз и слишком откровенных костюмов. В сельской местности велосипедистов нередко вообще принимали за нечистую силу. Но количество адептов этого спорта неуклонно росло.
Первое в России велосипедное общество организовали в Царском Селе в начале 1883 года, а уже через год, 31 марта 1884 года, был утверждён устав «Московского общества велосипедистов-любителей».
Первая в России велогонка была проведена 24 июля 1883 года в Москве на Ходынском ипподроме. Дистанция составляла всего 1,5 версты, но состязания собрали рекордное количество зрителей — около 25 000 человек. После этого интерес к новому средству передвижения усилился, велосипедный спорт начал свое победоносное развитие.
Количество велосипедистов и обществ стало расти, но передвигаться по улицам было категорически запрещено, так как велосипед мог испугать основной вид транспорта — лошадок. Поначалу те москвичи, которые решили приобщиться к новому транспорту, учились езде на велосипеде у себя дома, в зале, или на закрытом дворе. Лишь в последнее десятилетие ХIХ века было дозволено ездить только по некоторым улицам в городе. Интересные данные об организации велосипедного движения в Сокольниках находим в справочнике «Спутник циклиста» за 1899 года: «Езда на велосипедах воспрещается вовсе: по шоссе вокруг городского павильона в той части его, которое обращено к старому гулянью. Велосипедисты, выезжающие на означенное шоссе из города от Сокольничьей заставы, обязательно поворачивают при выезде направо и следуют по шоссе не далее поворота на третий лучевой (Алексеевский) просек; выезжающие же на шоссе с третьего лучевого (Алексеевского) просека или Майского просека обязательно поворачивают налево и следуют по шоссе не далее поворота на Сокольничье шоссе».
Не удивительно, что ограничения на свободное передвижение способствовали тому, что общества строили специальные стадионы — циклодромы. Это были не только простые треки с земляными виражами, встречались асфальтовые и даже цементные треки, снабженные трибунами для зрителей и помещениями для гонщиков. Деньги, затраченные на создание и поддержание первых циклодромов, быстро возвращались, ведь популярность гонок в 1890-х годах была огромной.
В конце XIX века циклодромы были во многих городах Российской Империи. В Москве имеются указания о двух подобных сооружениях — на Ходынском поле и в Сокольниках.
В 1895 году создаётся Московский кружок велосипедной езды (МКВЕ), а уже через два года в прессе появляется информация, что члены этого общества строят свой собственный велотрек. Вот что было напечатано в журнале «Циклист» № 69 от 27 марта 1897 года: «К началу лета Москва, как известно, обогатится новым циклодромом, постройку которого предпринял московский кружок велосипедной езды. Циклодром будет выстроен в Сокольниках, на участке городской земли, арендованной кружком на двенадцать лет. Место для трека выбрано чрезвычайно удачно: он будет помещаться рядом с Сокольнической частью, по новому Владимирскому шоссе, в двух шагах от линии конки, следующей к Сокольничьей заставе и в Богородское. Местность эта, богатая велосипедистами и вместе с тем лишенная каких бы то ни было развлечений, должна дать гонкам кружка велосипедной езды большой контингент публики. Самый трек строится предпринимателем бетонных работ и ярым спортсменом г. Приятелевым, по планам, выработанным старшинами кружка В.А. Ашкинази и В.А. Грозовым. Трек строится согласно последним требованиям гоночной техники и будет не только единственным по своим достоинствам в России, но даже выдающимся по сравнению с лучшими заграничными треками. Трек, длиною в 1/3 версты, будет иметь так называемую полуциркулярную форму с виражами по системе инженера Корню. Дорожка будет иметь 9 аршин в ширину и покрыта будет лучшим штетинским цементом. Виражи рассчитаны будут на скорость до 60 вёрст в час. Места для публики строятся с таким расчетом, чтобы отовсюду были одинаково хорошо видны все перипетии гонки. Для гонщиков устроен будет совершенно отдельный двор, с комнатами для раздевания и хранения велосипедов, и общая комната с душами, ванными и всеми нужными приспособлениями. Циклодром, на котором кружок рассчитывает устроить и свою летнюю станцию, будет украшен красивым павильоном в легком и изящном стиле, в котором найдут себе место буфет, большой зал для танцев, комната правления и т.д. План павильона выработан старшиною О.А. Лангом. К работам по постройке циклодрома уже приступлено, и сейчас на неосвободившемся ещё из-под снега участке кипит оживленная деятельность. К 1-му июня циклодром будет вполне готов».
Думается, что место для постройки такого грандиозного спортивного объекта выбрано совсем не случайно, ведь в предшествующем строительству сезоне в Сокольниках у заставы в доме Фельдмана находилась 2-я станция Кружка.
Создание трека, ещё до его открытия, способствовало активизации велосипедистов в районе. В прессе появилось объявление «Для летней станции Сокольниках снята дача Ратькова в Савельевском переулке (предпоследний переулок на левой руке, не доезжая круга), где в непродолжительном времени будет открыта станция МКВ». Старейшее общество — Московский Клуб Велосипедистов (МКВ), основанный ещё в 1888 году, «вдруг» создаёт новую станцию… Выводы напрашиваются сами собой — скоро Сокольники станут одним из центров велосипедной Москвы.
Открытие циклодорома состоялось 6 июля 1897 года. Торжество началось в 2 часа дня. К этому времени на циклодроме собрались не только члены МКВЕ, но делегаты других велосипедных корпораций. После молебна все здания нового спортивного объекта, сам трек, а так же лента, вышитая для знамени кружка дамами-спортсменками, были окроплены Святой водой. Затем, под звуки гимна над циклодромом взвился красный штандарт с вышитым на голубом фоне значком Кружка, а одна из представительниц прекрасного пола перерезала ленту, перекинутую через трек. Циклодром начал официально существовать. Торжество открытия завершилось общим заездом старшин кружка и гонщиков.
Открытие циклодрома
Какая масса публики собралась на открытие нового трека, можно было судить по тому, что на хранение было отдано около 400 железных коней, а ведь большинство людей приехало сюда не на велосипедах.
Построенный комплекс был уникален не только описанными удобствами для зрителей и спортсменов, но и обустройством своей технической инфраструктуры. Этот циклодром был электрифицирован, что вызвало огромный интерес у москвичей. Первая гонка при полном электрическом освещении прошла 24 июля. Вот как описывается этот вечер в журнале «Циклист» № 159 за 26 июля 1897 года: «Когда тёмной июльской ночью подъезжаешь к Сокольникам, вдали, на правой стороне шоссе, начинает вырисовываться белое марево. Для лиц, совершающих ежедневные рейсы в Сокольники, это — совершенная новость. Пассажиры, сидящие на империалах конки, вскакивают с мест и спрашивают: - Что это? В конце концов, странное явление выясняется. Это — циклодром М.К.В.Е. под лучами электрического света. Сегодня — первый вечерний дебют нового трека и над Сокольниками занялось электрическое зарево».
Первая гонка
Устройство электрического освещения вполне удалось устроителям трека. Такое техническое совершенство нового спортивного сооружения позволило в первый же год его существования провести из 7 гонок 4 вечерних при полном электрическом освещении всего циклодрома.
Дамский гандикап
Не только местные состязания проходили в Сокольниках, здесь устраивались гонки всероссийского и международного уровня. Но отличительной чертой этого велотрека была организованная при нём «велосипедная академия» — члены МКВЕ обучали любого желающего велосипедной езде за весьма умеренную плату.
Страницы журнала «Циклист»
В 1900 году трековый сезон открылся очень поздно — чуть ли не в середине июня. Поднять флаг гонок выпало на долю сокольнического циклодрома. И вновь начались состязания, заметки в газетах, фотографии в журналах… Казалось, что этот год ничем не будет отличатся от предыдущих. Но 5 августа 1900 года прошло экстренное общее собрание действительных членов МКВЕ. Срочный созыв учредителей и деятельных участников общества в то время, когда ещё не закончен сезон, когда ещё можно и нужно состязаться — ничего хорошего не предвещал.
Картина общего собрания весьма ярко отражена в журнале «Циклист» № 31 за 12 августа 1900 года: «Сам циклодром погружён во мрак. Едва-едва светится огонёк на веранде дома. По ней уныло блуждают кружковцы…».
И было велосипедистам от чего приуныть. Вскрылись серьёзные финансовые проблемы, сопровождавшие Кружок и его детище на протяжении последних трёх лет. Земля для спортивного объекта была взята в аренду у Города на условиях ежегодной выплаты 1600 рублей в два срока. Если же плата не поступит в назначенное время, то циклодром переходит в пользу городской управы. Каждый год к сентябрю и марту — месяцам, когда надо было уплачивать по 800 арендных рублей, денег в кассе кружка не имелось, но руководство велосипедной корпорации «выкручивалось», занимая средства у частных лиц. Попытки же заработать на гонках или другими способами не приводили к успеху.
И вот настал час, когда время очередного платежа пришло, а денег взять было неоткуда. Причины этого были самыми разными: и непорядочность кружковцев, «забывавших» платить взносы, и снижающийся интерес к велосипедным гонкам на фоне развивающегося авто-мотоспорта, и разочарованность в финансовой деятельности МКВЕ бывших кредиторов… И всё же, все надеялись, что над треком по-прежнему будет развиваться кружковское знамя, «В складках которого — увы! — свила себе гнездо распря-злодейка». Чуда не произошло.
8 августа правление кружка навсегда покинуло Сокольники и перебралось в павильон у Тверской заставы, а 17 августа 1900 года сокольнический циклодром Московского Кружка Велосипедной Езды был выставлен на продажу. С молотка ушло величественное, красивое спортивное сооружение, но самое обидное, что на торгах «были маклаки, для которых ценность циклодрома определяется лишь стоимостью лесного материала на снос». Через месяц на месте гордости велосипедной Москвы был пустырь.
Но по сокольническому циклодрому остался один вопрос: «А где именно располагался этот спортивный объект?». Пришлось потрудиться, чтобы найти на него ответ. В литературных источниках конца ХIХ – начала ХХ века часто указывались приблизительные ориентиры: «рядом с Сокольнической частью» или «недалеко от линии конки».
В заметке о строительстве трека называлась улица: «по новому Владимирскому шоссе», но более точных координат не было. И только в справочнике «Вся Москва» на 1901 год находим адрес: «Владимирское шоссе, дом 8 — Циклодром Моск. кружка велосип. езды».
Адрес Циклодрома
Удивительно, но в конце ХIХ века в Москве было два Владимирских шоссе. Одно, всем известное, стало затем Шоссе Энтузиастов, а другое — было названо по больнице Святого князя Владимира и только в 1901 году его переименовали в 4-ю Сокольническую улицу, переименованную, в свою очередь, в 1986 году в Барболина.
Вот и получается, что циклодром находился в квадрате современных улиц Барболина–2-я Сокольническая–Гастелло–Русаковская.
(Глава из книги «Спортивные Сокольники. История и современность»)
Фёдор Евдокимов, Сергей Евдокимов