Борисовы камни

   Камни Бориса. Одна из самых известных исторических достопримечательностей Белоруссии, доставшаяся ей в наследство от Полоцкого княжества. Согласно наиболее распространённой версии, высеченные на камнях кресты и надписи увековечивают имя князя Бориса Всеславича, владевшего Полоцком в начале XII века. Хотя и не только его – известны камни Воротиши, Сулибора и Рогволода. Создание некоторых из них историки относят также к XIII и XIV веку. По-видимому, Борис, крестив несколько крупных валунов во славу свою и Божию, создал определённую традицию такого рода дел; её же впоследствии подхватили и другие большие и малые владетели этих земель.
   Прикоснувшись к этим памятникам глубокой старины, можно на миг ощутить жизнь, кипевшую вокруг их крестов без малого девять веков, людей приходивших к ним поклониться и поведать им свои беды и радости, события истории волнами прокатывающиеся по этим землям. Поверьте – это стоит затраченных усилий. Важно только сделать это правильно, чтобы прикосновение было настоящим, а не фальшивым…
   Можно, конечно, сесть в машину, быстро объехать сохранившиеся камни, сделать несколько фотографий «на память», которые потом показывать знакомым, гордо заявляя: «Я там был!» Но, на мой взгляд, сидя в комфортном автомобильном кресле, не получится по-настоящему прикоснуться к истории этой земли, представить и почувствовать тех людей, которые когда-то здесь жили и этим камням поклонялись. Для этого нужно пользоваться не шоссейными дорогами, а, как и наши предки, речными, и байдарка для такого путешествия подойдёт лучше всего. Для тех, у кого плечи привычны к лямкам рюкзака, а руки – к байдарочному веслу и написан этот небольшой путеводитель по среднему течению Западной Двины. Если же для вас трудности и лишения речного похода пока являются запредельным «экстримом», я предлагаю вместе со мной совершить виртуальное путешествие. Садитесь в воображаемую байдарку и мысленно берите в руки весло. По дороге вас ждёт рассказ о самих камнях, событиям, приведшим к их появлению, их истории, их взаимоотношениях с людьми.
   В путь!

Витебск.

   Наверное, самой лучшей отправной точкой для этого похода станет Витебск. Этот старинный город Полоцкого княжества сохранил ряд архитектурных памятников, которые, безусловно, стоят того, что бы их осмотреть. Несколько церквей XIX века дадут хорошее представление о ретроспективно-русском архитектурном стиле. Небольшой, но очень изящный католический собор Святой Варвары конца XVII века расскажет Вам о неороманской архитектурной традиции. Покровский собор изначально был построен католическим орденом тринитариев в стиле классицизма, но впоследствии был передан православной церкви и после перестройки несколько подрастерял строгость классических форм. Главной жемчужиной Витебска является, конечно же, Успенский собор – яркий образец виленского барокко, построенный одним из представителей известной итальянской архитектурной семьи Фонтана.

   Любуясь собором, присматривайтесь к крупным камням, лежащим по соседству. По свидетельству Александра Максимовича Сементовского, в конце XIX века напротив Успенского собора в 20 метрах от берега Западной Двины находился обломок камня, размером примерно полтора метра, с высеченным на нём шестиконечным крестом. Известно, что камень называли «Иосафатовым», но каких-либо сведений о времени и причинах появления на нём креста не сохранилось. Судя по названию, камень может быть как-то связан с драматическими событиями появления в этих местах униатской церкви и трагической гибелью здесь униатского священника Иосафата (Кунцевича). В XX веке следы камня затерялись. Но, насколько мне известно, крупные камни редко уходят далеко от своего исходного месторасположения, и возможно, Иосафатов камень по-прежнему лежит где-то рядом и ждет своего повторного открытия. На всякий случай привожу его изображение, что бы Вы знали, что искать.

   Дальше нас ждёт Полоцк. Спускаясь вниз по течению Двины, на выходе из Витебска можно полюбоваться архитектурным ансамблем Троицкого Маркова монастыря, основанного в XIV веке. Идя на байдарке далее, обращайте внимание на крупные валуны находящиеся ближе к середине реки. По сведениям Алексея Парфёновича Сапунова, в XIX веке в пяти верстах от Витебска и в двух верстах от Маркова монастыря находился довольно большой камень с глубоко вырезанным на нём шестиконечным крестом. Других сведений об этом камне нет, но Алексей Парфёнович был серьёзным учёным и если он писал, что камень был, значит, он точно существовал (как и в случае с Борисовым камнем в Друе, о котором см. ниже).

О камнях

   Пока двинские волны неспешно несут нас от Витебска к Полоцку, у меня есть время подробнее рассказать вам о камнях.
   Обычно это довольно крупные валуны (точнее глыбы), на которых выбит крест, стоящий на подножии, символизирующем Голгофу. Вверху по сторонам креста на них как правило высечены буквы: «IС ХС НИКА», что означает «Иисус Христос побеждает». Ниже, по обе стороны креста – традиционная для этих камней надпись: «Господи помоги рабу своему Борису». По этой причине, камни принято называть «Борисовыми», хотя это название не совсем верно. Не все камни несут на себе это имя и, по-видимому, надписи на некоторых из них были созданы разными людьми и в разное время. Наверное, поэтому в научной литературе закрепилось и второе название – «Двинские камни». Надо сказать, что и этот вариант грешит против истины. Хотя, в основном, камни находятся в бассейне Западной Двины, но по крайней мере один камень находится на берегу Вилии (а это – приток Немана), а другой – недалеко от берега Днепра.
   Датировка надписей на камнях является далеко не бесспорной, так как на большинстве из них (кроме Рогволодового) дата отсутствует. Обычно камни привязывают к началу XII века и к правившему в это время в Полоцке Борису Всеславичу из следующих соображений:

  • Надпись на Оршанском камне имеет дату 1171 год и несёт имя «Рогволода сына Борисова», что позволяет довольно уверенно соотнести её с друцким князем Рогволодом Борисовичем, сыном Бориса Всеславича.
  • Палеографические особенности надписей, то есть особенности начертания букв, которые, как известно, со временем меняются, также примерно соответствуют этому периоду.
  • Форма креста. Как оказалось, внешний вид христианского креста также переживал собственную эволюцию. Зачастую, на камнях изображен так называемый византийский крест (с расширяющимися концами) популярный на Руси в период сразу после её крещения.

Полоцк

   Полоцк – древняя столица этих земель, и посмотреть в нём, безусловно, есть на что. В городе сохранились постройки нескольких православных и католических монастырей (в том числе, древнейшего Спасо-Ефросиньевского, основанного в 1128 году) церкви и костелы различных веков постройки, комплекс зданий иезуитского коллегиума. Но, конечно, главная достопримечательность Полоцка – это знаменитый Софийский собор, построенный Всеславом Чародеем, отцом Бориса Всеславича, заказчика Борисовых камней. К сожалению, в начале XVIII века собор был полностью разрушен и восстановлен уже в архитектурном стиле виленского барокко.
   Напротив собора установлена одна из достопримечательностей города – полоцкий Борисов камень. Первоначально он находился в Двине, километрах в пяти ниже по течению, напротив деревни Подкостельцы, поглощенной современным Новополоцком. Первая попытка вытащить камень состоялась на волне роста интереса к собственной истории в далёком 1889 году и закончилась неудачей. Почти сто лет спустя, в 1981 году, с помощью современной техники камень всё-таки подняли из реки и установили напротив Софийского собора. На камне изображены четырёхконечный крест и традиционная для Борисовых камней надпись. Наверное, древний резчик не очень задумывался о свойстве материала, на котором он делал надпись, а тот оказался полевым шпатом, склонным к сильному выветриванию. В итоге сейчас, по прошествии веков, надпись разобрать можно, но с большим трудом.
   Двигаемся дальше. Следующая остановка в Дисне – бывшей столице Двинских камней.

О камнях

   Первое упоминание о Борисовых камнях содержится в книге польского историка Матея Стрыйковского «Хроника польская, литовская, жомойская и всей Руси», изданной в Кёнигсберге в 1582 году. В ней, в частности, автор пишет: «Явное свидетельство (благочестия Бориса, князя полоцкого) найдет всякий и ныне: это – возвышающийся из Двины камень, в одной миле от нынешняго, основанного на нашей памяти, города Дисны и в семи милях от Полоцка, между Дриссою и Дисною, если плыть вниз, в Ригу; на этом камне есть крест, иссеченный на русский образец, под ним надпись этого князя Бориса, русскими письменами: „Вспоможи, Господи, раба своего Борисса сына Гинвиловего“».
   Скорее всего, польский историк придерживался популярной в то время и опровергнутой в наши дни теории, в соответствии с которой Полоцк в 1190 году завоевал литовский князь Мингайло и передал в удел своему сыну Гинвилу, а тот – своему сыну Борису. Желая подтвердить эту версию, Стрыйковский от себя добавил «...сына Гинвиловего», по выражению Константина Пиевича Тышкевича «...забыв, что, пиша об этом, держал в руке перо историка». Позднейшие исследователи дополнения о сыне Гинвила в тексте на камнях не нашли. Тем не менее, этот вариант надписи долгое время кочевал без критической проверки по сочинениям многих польских и литовских учёных.
   Стрыйковский также был первым из тех, кто задумался о причинах появления Борисовых камней.

Версия первая. Благодарственная

   По мнению польского историка, надписи на камнях высечены в память или в благодарность Богу после успешной доставки строительных материалов из Литвы для развернувшегося в то время в Полоцке масштабного строительства. Версия была раскритикована позднейшими историками главным образом потому, что кирпич, известь и прочие нужные для строительства вещи производились обычно непосредственно вблизи места стройки, и не возникало необходимости в столь дальней их транспортировке. Кроме того, в надписях скорее испрашивается помощь на будущее событие («помоги господи...»), а не присутствует благодарность за уже произошедшее.

Дисна

Дисна официально считается городом, но с населением в полторы тысячи человек столь серьезный статус может вызывать только улыбку. Тем не менее, как поселение она известна с XI века и сохранила ряд достопримечательностей, многие из которых, к сожалению, находятся в плачевном состоянии. Стоит осмотреть древнее замчище, от которого остались оборонительные валы, две православные церкви конца XIX и начала XX века, скромную но изящную католическую церковь францисканцев, которая сейчас восстанавливается, ряд жилых и административных зданий конца XIX – начала XX века.
   В XIX веке Дисна обладала сразу тремя Борисовыми камнями, но… ни одного не сохранила.

   Первый камень находился в пяти километрах от города ниже по течению Двины напротив деревни Наковники. Особенность его в том, что древний резчик заботился и о красоте того, что он делал – четырёхконечный крест, высеченный на нём, был украшен дополнительными декоративными элементами. Поскольку камень находился почти посередине реки и сильно мешал судоходству, в 1818 году его попытались взорвать, но безуспешно. Была разрушена верхняя часть камня, с изображением вершины креста, хотя основная часть надписи и уцелела.
   Второй камень находился ещё на два километра ниже по течению от первого. Этот камень был самым большим из всех Двинских камней – более четырёх метров в поперечнике. На нём был высечен шестиконечный (патриарший) крест на полукруглом основании. Внутри основания было какое-то неясное изображение, по мнению исследователей, скорее всего, черепа, который часто изображается у подножия креста.
   На обоих камнях была обычная для Борисовых камней надпись: «Господи помоги рабу своему Борису». Оба они благополучно дожили до начала XX века, но в дальнейшем следы их теряются.

   Третий дисненский камень находился недалеко от второго камня, у левого берега Двины, у впадения в неё речки Повянушки (на современных картах она обозначена как «Вянужка»). Это – самый маленький из всех Двинских камней, всего лишь метра полтора в поперечнике. На нём крест, совершенно не похожий на кресты других камней, и надпись «сули борь» слева от креста, а справа – «хрь стъ». Этот непонятный текст историки XIX века читали как: «Сильный, храбрый Борис свят». Современные исследователи обычно не мудрствуя лукаво трактуют её как «Сулиборов (принадлежащий Сулибору) крест». В 1879 году камень был перевезён в Москву и долгое время находился в Историческом музее. В 1920-х годах был передан музею-заповеднику «Коломенское», где и находится до сих пор. Илья Александрович Шляпкин, исследовавший камень в начале XX века пришёл к выводу, что данный камень является межевым знаком поземельного владения XIII и XIV века. Так что этот камень, по-видимому, не только размерами поменьше, но и по статусу скромнее своих собратьев – всего лишь более позднее подражание княжеским камням.
   Что же ты так Дисна? Таким богатством владела – сразу тремя камнями: самым большим, самым маленьким и самым красивым из всех. И ни одного не сохранила. Жалко…
   Но нам снова пора в дорогу, нас ждёт Друя – западный форпост Полоцкого княжества.
   Важно! Друя находится в пограничной зоне. Если Вы не гражданин Белоруссии, то доступ в этот город для Вас может быть серьёзно ограничен. Уточняйте все детали, чтобы не попасть в неприятности.

О камнях

   И всё-таки, с какой целью были созданы надписи на камнях? Наверное, каждый исследователь, изучавший их, задавался этим вопросом. И почти каждый предлагал свой вариант ответа на него.

Версия вторая. Пограничная

   Камни были пограничными знаками Полоцкого княжества. Эта версия также не выдерживает критической проверки. Дело в том, что хотя границы Полоцкого княжества и менялись довольно часто, в результате войн с соседями или дробления его на уделы, но, всё же, камни в основном лежат внутри страны, а не на границе. Сойти за пограничные знаки могут только камень в Друе на западе и, возможно, оршанский Рогволодов камень на востоке. Тем не менее, некоторые из Двинских камней, как говорилось ранее, вполне могут быть межевыми знаками отдельных владений внутри княжества.

Друя

   Небольшое местечко Друя известно с XIV века. Из его достопримечательностей стоит отметить католический костёл Святой Троицы XVII века и две православные церкви XVII и XVIII веков, находящиеся в руинах. И да, конечно же, Борисов камень.
   Этот камень был открыт в конце XIX века Алексеем Парфёновичем Сапуновым и до этого момента был практически не известен даже местным жителям, так как большую часть года находился под водой. После открытия о камне забыли на долгое время. По-видимому, где-то в 1930-х годах сильным ледоходом он был стянут вниз по течению, расколот и занесён песком. В начале 1980-х годов, после установки Полоцкого камня у Софийского собора, в течение нескольких лет производились поиски Друйского камня, но они не увенчались успехом. У исследователей даже возникли сомнения в самом его существовании. «Точки над i» расставило аномально жаркое лето 2002 года. Двина обмелела настолько, что камень выступил из воды. Расколовшийся камень с помощью тяжёлой техники по частям извлекли из воды и установили сначала на берегу реки, а впоследствии перенесли на центральную площадь Друи. Репутация Сапунова, как ответственного историка, была восстановлена.

Краслава

   Если есть загранпаспорт, шенгенская виза и желание, то можно попытаться продолжить путешествие по латвийской части Западной Двины, до небольшого городка Краслава, недалеко от которого когда-то находился ещё один камень. В 1818 году смотритель судоходства подпоручик Дебональ, производивший работы по расчистке русла реки от крупных камней, мешавших судоходству, оставил в своих записках следующее интересное сообщение: «Пятница, 25 октября. Сим числом работа производилась истреблением гряды по средине Двины около местечка Креславки, где вытянуто из оной 9 камней, каждый вокруг от 2½ до 3 с., вышиною от 1½ до 2 аршин; и между оной работы выбуравлен камень 16 с., вышиною в 1½ с.; в плоской фигуре, на котором выбит щит древних рыцарей, на коем солнце и славянскими литерами надпись: да не убоится душа моя врага моего яко с твердою рукою десницы отросль Святополка Александр – которому дано было шесть дыр, каждая шесть четвертей и расстрелян в мелкие дребезги, от коего только три куска отвалились по 1½ с.»
   Честно говоря, когда читаю эти строки, у меня возникают некоторые сомнения. Уж очень не похожа вычурная и витиеватая надпись на краславском камне на аскетично простые надписи на других Двинских камнях. Да ещё и на «щите древних рыцарей». И размеры у него для Западной Двины – фантастические. Шестнадцать сажень вокруг камня дадут примерно семь метров в диаметре. К тому же и историки, насколько мне известно, не смогли выяснить кто такой «отросль Святополка Александр». Об интересе знатных вельмож к камням с древними надписями к тому времени уже было многим известно и, на мой взгляд, не исключено, что подпоручик Дебональ таким занятным рассказом пытался обеспечить себе место в истории.
   Как бы то ни было, но камень в итоге был «расстрелян в мелкие дребезги», и уже никто ничего не сможет ни подтвердить ни опровергнуть. Остаётся принять жизнь такой, какая она есть, и двигаться дальше…
   На этом речная часть путешествия заканчивается. Дальше – личным или общественным автотранспортом, на велосипеде или пешком с рюкзаком за плечами, кому как удобнее, но надо добраться до деревни Камено Вилейского района Минской области. А пока мы движемся дорогами северной Белоруссии, есть время на то, чтобы поговорить о Борисовых камнях и их месте в жизни людей и событиях происходивших на этой земле в XII веке.

О камнях

   Наверное, естественным было бы предположить, что камни с высеченными на них двухметровыми христианскими крестами имеют какое-то отношение к религиозным вопросам.

Версия третья. Религиозная

   Камни являлись языческими священными камнями и были «крещены» при христианизации населения. Данная версия выглядит вполне правдоподобной. Известно, что наши предки поклонялись большим камням, особенно находящимся вблизи крупных рек и озёр. Также историками описаны многочисленные случаи использования христианством языческих камней, например для строительства храмов. Этим одновременно достигались две цели: во-первых, ослаблялись языческие культы, лишаясь своих священных объектов, во-вторых, люди, привыкшие поклоняться этим камням, теперь волей-неволей вынуждены были идти в церковь, чтобы прикоснуться к своим святыням. Таким образом, «крестить» языческие камни во славу князя и Бога стало удачным ходом для недавно закрепившегося на этих землях христианства. Люди, безусловно, продолжали поклоняться привычным им священным объектам, но им уже приходилось делать это, глядя на выбитые на них кресты.
   Не лишним будет вспомнить о том, что отцом Бориса Всеславича был легендарный Всеслав Чародей, рожденный «от волхвования», всю жизнь носивший на себе отметку о принадлежности своей к языческому миру, запомнившийся современникам как оборотень, кудесник, способный предсказывать будущее. Наверное, не будет большой натяжкой предположить, что во времена правления Всеслава язычество усилило своё влияние. В этой ситуации, его наследнику Борису, возможно, пришлось восстанавливать нарушенное равновесие «крестив» несколько священных языческих камней во славу христианского бога.
   И еще один момент, хотя и спорный, но достаточно интересный, чтобы о нём упомянуть. В христианском богослужении есть особая деталь под названием антиминс. Это освященный четырехугольный плат шелковой или льняной материи, который стелют на престоле в алтаре храма для совершения литургии. Антиминс используется для богослужения и вне освящённых храмов, заменяя при этом престол и алтарь. Собственно, его название в переводе и означает «вместо стола», «вместопрестолие». На современных антиминсах изображается сцена положения во гроб Иисуса Христа, но известно, что до XVII века на нём изображали исключительно крест, стоящий на Голгофе, варьируя только его форму (четырёх-, шести- или восьмиконечный). По краям плата обычно произвольно наносилась надпись, в которой сообщались: дата освящения, имя храма (престола), имя епископа, преподавшего антиминс, имя князя, в области которого находился храм, куда предназначался данный антиминс. Некоторые надписи обходились только датой освящения и именем князя.
   Возможно, высеченные на камнях кресты и надписи, содержащие имя князя Бориса, являются на самом деле своеобразными антиминсами, «постеленными» на языческих алтарях для того, чтобы превратить их в христианские? Гипотеза хоть и смелая, но, на мой взгляд, довольно правдоподобная.

Камено

   И вот мы добрались до Камено – небольшой деревни, единственной достопримечательностью которой является находящийся в ней Борисов камень. На камне своеобразной конусообразной формы высечен шестиконечный крест, схожий по форме с крестами на других его собратьях и надпись «Воротишин хрьстъ». Так же, как и у других Двинских камней, вверху креста присутствуют буквы «IС ХС НИКА».
   Константин Пиевич Тышкевич, открывший этот камень для широкой общественности сообщает о нём одну легенду, говорящую о том, что «…будто за много веков до нас, живший здесь крестьянин, в первый день Светлаго Христова Воскресенья (на Пасху), сохою запряженною двумя быками пахал в этом месте свое поле. Господь, желая наказать его за нарушение торжественного праздника, обратил в этот камень крестьянина и быков запряженных в соху».
   Камень этот достоин особого уважения, так как он не только сумел сохраниться до наших дней, но и является единственным Борисовым камнем, оставшимся стоять на своём исходном месте.

О камнях

   До следующего нашего пункта назначения – села Высокий Городец еще далеко. Есть время поговорить о камнях и о князе, приказавшем выбить на них своё имя.

Версия четвёртая. Властная

   Один из самых интересных моментов в надписях на камнях – это сама формула, выражающая благочестие князя: «Господи помоги рабу своему Борису». Эта формулировка, на самом деле, не является изобретением полоцких князей. Она стандартна и известна со времён Византии, где широко применялась на монетах, печатях, договорах, грамотах и т. д. Со временем, эта традиция была унаследована и на Руси. А теперь давайте подумаем, почему как только очередной император приходил к власти в Константинополе, он первым делом выпускал новые монеты со своим портретом и подписью «Господи помоги рабу своему...»? В те времена не было телевидения, радио и газет, но монеты были практически у каждого. И трудно было придумать лучший способ заявить на всю страну о том, что теперь ты её новый властелин, чем выпустить в обращение монеты со своим профилем. Таким образом, стандартная формула, внешне говорящая о благочестии правителя, на поверку, имела и второе содержание, громко заявляя: «Теперь я здесь господин!».
   Теперь посмотрим на ситуацию глазами Бориса Всеславича. Закончились времена единства полоцкой земли и сильного князя Всеслава Чародея. В княжестве нарастают центробежные настроения. Каждый из уделов: Минский, Витебский, Друцкий и др., норовит выйти из под контроля Полоцка. Грядут времена раздробленности и междоусобиц. В этой ситуации крайне важно напомнить всем и каждому, кто является полоцким князем. Двина была в те времена широкой дорогой, по которой постоянно двигались люди. Высечь на камнях, лежащих вдоль её берегов надписи, содержащие стандартную формулировку, утверждающую власть князя над этими землями, в этих обстоятельствах было хорошей идеей.

Высокий Городец

   Вот мы и на месте, в селе Высокий Городец Толочинского района Витебской области. В 1889 году Евдоким Романович Романов сообщил о том, что им здесь найден ещё один Борисов камень. По описанию историка, он представлял собой глыбу красного гранита практически квадратной формы, размером примерно 3 х 3 метра и высотой около 1 метра. На камне был высечен восьмиконечный крест и надпись, большая часть которой была неразборчива. Впрочем, в ней нетрудно было угадать обычный для Борисовых камней текст: «Господи помоги рабу своему Борису». Одна из интересных особенностей данного камня состояла в том, что он был довольно точно ориентирован по сторонам света, вершиной креста – на восток, основанием креста – на запад. Северный край камня был сколот так, что надпись на нём не сохранилась.
   В данной местности камень называли «Кравец» («Портной»). Вот предание, связанное с ним: «Давно, в незапамятные времена, камень обладал чудною силою шить платье. Стоило принести вечером сукно или другую ткань и сказать: „Степан, сшей мне жупан!“— и наутро получалось готовое платье… Но одна женщина вздумала насмеяться над „Кравцом“: принесши сукно, она попросила камень сшить ей ни то, ни сё. Утром берет платье, но оно испорчено: один рукав на надлежащем месте, а другой пришит к поле внизу… С той поры „Кравец“ перестал шить, хотя и до сего времени на камне заметны следы бывших когда-то ножниц».
   Камень со временем затерялся, и дальнейшая его судьба неизвестна. Наверное, стоит задержаться здесь подольше, чтобы побродить по окрестностям. Вдруг повезет отыскать потерянный кусочек нашей истории? Ориентиром могут служить слова Романова о том, что камень исходно находился к юго-востоку от села по дороге в деревню Петраши.
   А нам снова пора в дорогу. Впереди конечный путь нашего маршрута – небольшая деревня Дятлово недалеко от Орши.

О камнях

   Последняя известная мне версия о причинах появления Борисовых камней связана с летописными сведениями о голоде, охватившем в это время Полоцк и другие земли северо-западной Руси.

Версия пятая. Бедственная.

   Известный советский историк Борис Александрович Рыбаков, изучая материалы, связанные с Рогволодовым камнем, обратил внимание на то, что за год до его создания (1170 г. от р.х.) новгородские летописи фиксируют голод на всем русском северо-западе. По сведениям летописных источников цена ржи в этом году доходила до четырех серебряных гривен за кадь зерна. Точно такая же цена фигурирует в голодном 1127 году. Сопоставляя эти данные, Рыбаков приходит к выводу о том, что голодная зима 1128 года вынудила Бориса Всеславича провести обряд освящения языческих камней в надежде получить помощь Божию в виде хорошего урожая хлеба в этом году. История повторилась в 1171 году, когда его сын Рогволод Борисович освятил ещё один камень по той же причине. Здесь следует заметить, что одно из распространённых названий у некоторых Борисовых камней – «Борис-хлебник».

Орша

   Орша – старинный город, известный с XI века, когда, по сведениям летописных источников, недалеко от неё Изяслав Киевский обманом захватил в плен полоцкого князя Всеслава. Практически всё время своего существования она находилась на пограничье, сначала между Полоцким и Смоленским княжеством, потом между Великим княжеством Литовским и Великим княжеством Московским, многократно переходя из рук в руки. К сожалению, до наших дней сохранилась лишь малая часть её архитектурного наследия. Ещё в XVII – XIX веках, помимо отдельных церквей, город украшал добрый десяток католических и православных монастырей. Сегодня из этого богатства можно полюбоваться отреставрированными зданиями Иезуитского коллегиума, католическим костелом Святого Иосифа Обручника, православной Ильинской церковью. В конце XX века были заново воссозданы утраченные Троицкий храм Кутеинского монастыря и Церковь Рождества Богородицы.
   Когда-то недалеко от Орши, в деревне Дятлово, находилась жемчужина Борисовых камней — легендарный Рогволодов камень. Собственно, именно с него и начиналось изучение камней с древними надписями в этом регионе.
  В начале XIX века известный российский меценат граф Николай Петрович Румянцев, случайно узнав о том, что недалеко от Орши существует интересный памятник славянской письменности, предпринял его активные поиски и опубликовал полученные о нём сведения в газете «Северная почта». Эти данные сильно заинтересовали графа Егора Францевича Канкрина, который провёл собственное обследование Рогволодова камня, а так же организовал сбор сведений о других камнях с древними надписями, находившихся в русле Западной Двины. Узнав о том, что первый дисненский камень сильно пострадал после того, как «надзиратель водных путей подпоручик Дебональ разорвал его порохом», генерал Канкрин предпринял меры о «пресечении подобного вандализма», связавшись с окружным начальником водных сообщений и двинским полицмейстером.
  Камень представлял собой гранитную глыбу, размером примерно 3х2,5х2 метра, на которой был высечен шестиконечный крест и надпись: «В лето 6679 (1171 год от р.х.) месяца мая в 7 день доспен (доделан) крест сей. Господи помози рабу своему Василию в крещении именем Рогволоду сыну Борисову». В 1805 году над камнем была построена церковь во имя св. мучеников Бориса и Глеба. В середине XIX века Константин Пиевич Тышкевич, изучавший Рогволодов камень, записал услышанную о нём легенду. Приведу выдержку из его материалов: «Местные поселяне рассказывают слышанное от дедов своих, что этот камень был на четырех ногах и имел голову, что в совокупности представляло фигуру животного. Есть о нем такое предание, что тамошний мельник, отрубив ему голову, переделал на мельничный камень, который не только сам перемололся в песок, но также измолол всё состояние и все семейство мельника».
  В 1930-х годах, на волне воинствующего атеизма, церковь над камнем была разобрана и перенесена в деревню, а камень взорван.
  Что тут сказать? Оказывается камни, как и люди, тоже смертны и могут уйти из жизни. Но, как и интересные люди, знаменитые камни оставляют память о себе, которую и будем беречь…

Благодарности.

   Автор искренне благодарен многим людям, без вклада которых эта статья никогда не была бы написана:

  • Графу Николаю Петровичу Румянцеву - меценату, коллекционеру, основателю Румянцевского музея, за то, что вложив массу усилий, сумел организовать поиск и изучение камней с древними надписями, оставленных со времён Полоцкого княжества.
  • Генералу Егору Францевичу Канкрину, остановившему происходившее при расчистке русла Западной Двины уничтожение Борисовых камней.
  • Историкам: Алексею Парфёновичу Сапунову, Александру Максимовичу Сементовскому, Константину Пиевичу Тышкевичу, Евдокиму Романовичу Романову, отыскавшим некоторые из неизвестных до этого камней с древними надписями.
  • Историку Илье Александровичу Шляпкину и фотографу Ивану Фёдоровичу Чистякову, предпринявшим в 1896 году исследовательскую экспедицию по северо-западному краю, благодаря которой мы сейчас имеем полтора десятка фотографий, не доживших до наших дней Двинских камней.

Дмитрий Кравченко