Дорогами рязанской истории
Чудесная погода встретила нашу часть экспедиции в Рязанскую область ранним субботним утром. Излет лета… Солнышко светит тепло и ясно, правда, спрятавшись где-то за серыми облаками. Но намеки на дождь нам нипочём. Запрыгиваем в машину, едва дожевав печеньку, послужившую нам завтраком. Виктор Николаевич1 заводит мотор, и мы трогаемся в путь!
Все-таки очень удобно путешествовать на машине, особенно пассажиром. За окном мелькают поля, деревья, симпатичные деревенские домики, а ты сидишь с высунутой из окна головой (и почти с высунутым языком) и наслаждаешься волшебными видами окрестностей. А вот Виктор Николаевич пусть следит за дорогой!
Где-то ближе к Рязанской области воссоединяемся с другой половиной экспедиции. На заправке нас уже ждут Владимир и Елена Комиссаровы, собственно организовавшие эту поездку.
Первым пунктом нашего маршрута стал дом-музей С.Н. Худекова в Ерлино. Само село Ерлино мне показалось очень уединенным, как будто жизнь там течет медленней и спокойней. Поэтому и мне стало спокойно и хорошо; было приятно избавиться от городской суеты. Владимир договорился о том, что специально для журнала проведут экскурсии по усадьбе и дендропарку. Дом-музей мне понравился своей гостеприимностью — не было ворчливых старушек, следящих за каждым твоим движением, чтобы не дай Бог ты чего-нибудь не коснулся. Было все совершенно наоборот. Экскурсовод сама предлагала нам потрогать большинство экспонатов, что меня, неусидчивую и не любящую монотонные экскурсии очень увлекло, и я многое запомнила о жизни и деятельности Худекова. К тому же, мне дали поиграть на его фортепиано, которому уже около 150 лет! От волнения я, правда, с трудом сыграла лишь пару нот…
Дендропарк при усадьбе поражает своей красотой и размерами, романтическими аллеями, живописными полянками. Нам всем хотелось остаться гулять там до вечера, но из маршрута выбиваться было нельзя. Об этом нам напомнил проливной дождик, заботливо проводивший нас до машин.
Шаманскими песенными обрядами по дороге мы разогнали тучки и призвали солнышко. К тому же нам удалось заполучить фотографии безумно поэтичных стогов сена — что еще для счастья надо! Вот так, потихоньку мы и доехали до городища Старой Рязани. Владимир смог устроить нам встречу с самим руководителем рязанской археологической экспедиции Игорем Стрекаловым! А ведь я всегда страшно хотела побывать на раскопках. Но тут нам еще и глава экспедиции все сам рассказывал и показывал. От его рассказов нельзя было оторваться, ведь когда человек увлечен своим делом, его интерес передается и тебе. С каждой вещью, которую он находил, была связана забавная живая история ее обнаружения и часто трагичная, но очень интересная история жизни предмета. После разговоров с ним мне, конечно же, захотелось стать археологом. А когда он провел нас на само место раскопок, это желание засело в меня еще глубже. Удивительно было осознавать, что на месте вот того холма когда-то стояла оборонительная крепость, и здесь жили люди, похожие на нас, но в то же время совсем другие…
Следующим пунктом нашего маршрута стало село Исады. Пусть оно совсем небольшое, зато хранит в себе великую историю. Историю Смутного времени и историю народного ополчения, которую жители Исад пытаются сохранить и восстановить интерес к самому селу. Здесь, в Исадах живет замечательный русский художник Виктор Иванович Иванов. Совсем недавно ему исполнился 91 год, но до сих пор он пишет свои работы. Виктор Иванович показался мне очень простым и добрым человеком. Он искренне рассказывал о событиях своей жизни и прямо выражал свои мысли. Как потом сказал Виктор Николаевич — мало, кто сейчас так может. Я все пыталась найти в нем какие-нибудь внешние признаки художника — оценивающие взгляды или отвлеченный вид. Но ничего такого не было, он просто с нами общался — открыто и естественно. Только когда мы уже попрощались и вышли из дома, я заметила, что он стоит у окна, провожая и маша нам рукой. Мы долго разговаривали между собой и собирались, а он все стоял у окна — провожал и наблюдал за нами. Ушел он только тогда, когда мы сели по машинам и уехали.
Целый день продержавшись на одних яблоках и шоколадках, мы с радостью сделали остановку на берегу Оки у знаменитого понтонного моста. Уже смеркалось, и было особенно приятно и вкусно съесть свой заветный «доширак» и обсудить впечатления прошедшего дня. Свернувшись калачиком в машине, я проспала всю оставшуюся дорогу до места нашей ночевки. Это оказался очень уютненький домик на территории Окского заповедника, в Брыкином Бору.
А с утра у нас уже была запланирована полноценная экскурсия по всевозможным местам заповедника, которую для нас провела Марина Дидорчук, заместитель директора по экологическому просвещению. Стоило нам только выйти из дома, как мы сразу же застряли около дерева, проведя фотосессию для дятла. После этого мы отправились в «Музей Природы», где представлены животные, обитающие на территории заповедника. Каждая витрина была выполнена художниками-таксидермистами вручную, и нам очень сложно было оторваться от красивейших фоновых картин и невероятно реалистичных птиц и зверей.
Но какой же восторг мы испытали, когда после музея нас провели к питомнику самых настоящих и разных журавлей! Мое лицо сразу скрылось за фотокамерой, изредка появляясь с изумленными комментариями. А после — мы бродили с нашим экскурсоводом по лесу и берегу реки с утра до середины дня, поднимались на древнее городище, и я даже ни разу не подумала о еде и усталости. Прекрасным завершением прогулки стало обследование подземных остатков заброшенного стекольного завода на территории заповедника. Как отказать себе и не полазать под разрушенными, заросшими травой и огромными деревьями стенами и арками подвалов?
Нагулявшись и насмотревшись природной красоты, мы отправились в последнее место нашего путешествия — в Рязань, в выставочный зал работ того самого художника Виктора Иванова, с которым встречались накануне. Экскурсию нам провел организатор постоянно действующей выставки Александр Николаевич Бабий, хорошо знающий и понимающий его творчество и многие годы проводивший экскурсии по ее залам. Каждая картина на выставке несла какую-нибудь историю, причем настолько сильную, что на моих глазах наворачивались слезы, когда Александр Николаевич пояснял смысл произведения и видение художника. Наш гид часто обращался ко мне, как к представительнице молодого поколения, забывающего прошлое и пренебрегающего старыми традициями, поэтому я очень остро воспринимала все его слова, которые мне казались такими верными и глубокими, как и мазки красок на произведениях Виктора Ивановича. После такой выставки и экскурсии выходишь с уверенностью, что стал совершенно другим человеком. Конечно, это не совсем так, но след в моей душе останется, наверное, надолго.
1 В.И. Свержевский — руководитель спецпроектов редакции журнала.
Евгения Конорова