Кровавая драма в Исадах
В одной из древнерусских летописей говорится о драматическом событии, произошедшем в 1217 году, когда шестеро рязанских князей, съехавшихся в село Исады для утверждения мирного договора, были убиты своими братьями — Глебом и Константином Владимировичами.
Общий вид села Исады с реки Оки. 1916
НАСЛЕДИЕ СВЯТОПОЛКА «ОКАЯННОГО»
Прежде чем рассказать об этой трагедии, необходимо вернуться к её истокам, в X век, когда и было положено начало первому братоубийству на Руси. После гибели правителя Киевской Руси Святослава Игоревича его сын, киевский князь Ярополк, по наущению варяжского воеводы Свенельда, в 977 году пошел войной на своего брата, древлянского князя Олега. В этой войне победу одержал Ярополк, а его брат погиб в глубоком рву, опрокинутый туда отступающими в панике воинами.
Ярополк горько плакал, когда к нему принесли бездыханное тело брата. Заливаясь слезами, он обратился к наушнику, воеводе Свенельду, со словами печали и укора: «Этого хотелось тебе?!». Вскоре и сам князь Ярополк погиб под мечами убийц. Междоусобную войну за киевское наследство продолжил брат Ярополка, Владимир Святославич. С помощью изменника, воеводы Ярополка, Блуда, он овладел Киевом и, заманив Ярополка к себе в терем, приказал варягам лишить его жизни.
Во время его дальнейшего правления междоусобная борьба прекратилась. На авторитете Владимира держалась верховная власть, и сохранялось единство государственного образования. Русь наслаждалась миром, управляемая твердой рукой великого князя. Однако после его неожиданной кончины в 1015 году вражда разгорелась с новой силой.
Владимир Святой обладал многочисленным потомством. У великого киевского князя было двенадцать сыновей, и каждому из них он дал в управление особый удел. Бориса направил в Ростов, Глеба — в Муром, Мстислава — в Тмутаракань, Ярослава — в Новгород, усыновленного племянника Святополка — в Туров.
Разместив сыновей по землям, киевский князь тем самым заложил огромный потенциал междоусобной брани, который и начал своё действие после кончины великого князя. Положение осложнялось еще и тем, что владимир Святой не успел оставить завещания, поскольку не смог определиться с наследником. По неписанному установлению, самый старший из сыновей, усыновленный им Святополк, должен был занять главный киевский стол, но Владимир не доверял Святополку, искавшему случая отделиться от Руси.
Больше всех из своих сыновей великий князь любил Бориса, который, как и его младший брат, Глеб, происходил от матери, болгарской или византийской царевны. К тому же, её супружество с Владимиром было соединено христианским браком. Поэтому оба брата имели больше прав на киевский стол, чем остальные претенденты.
Через три дня после смерти Владимира Святого великим киевским князем стал Святополк. Опасаясь за сохранность власти (ввиду её непрочности, поскольку получена она была путём подкупа киевлян), Святополк решает уничтожить своих главных соперников — Бориса и Глеба. В это время Борис Владимирович возвратился из похода на печенегов и расположился станом на реке Альте. Здесь его застало печальное известие о внезапной смерти отца.
Два варяга пронзают сердце Бориса. Из Жития святых Бориса и Глеба (Сильвестровский сборник)
Дружинники говорили ему:
— Князь! С тобой дружина и воины отца твоего; пойди в Киев, и ты будешь государем России.
Борис великодушно отказался:
— Могу ли я поднять руку на брата старейшего? Он должен мне быть вторым отцом.
Христианское смирение погубило ростовского князя. Личная дружина посчитала такое поведение излишне чувствительным и добросердечным, и ушла к Святополку, бросив своего предводителя на произвол судьбы. Глубокой ночью, когда Борис закончил молитву, четверо убийц вломились в княжеский шатер и пронзили князя копьями.
Вслед за этим злодейством Святополк послал гонца к муромскому князю Глебу с ложным известием о болезни отца. Ярослав Мудрый, брат Глеба, уведомил его о кончине отца и предупредил о ловушке, подстроенной Святополком, но юный Глеб не остерегся. Его не остановило и сильное повреждение ноги, которое он получил после неудачного падения с лошади.
Убиение святого Глеба. Из Жития святых Бориса и Глеба (Сильвестровский сборник)
— Все в воле Божией, — сказал Глеб и продолжил свой смертный путь. Под Смоленском убийцы встретили князя и лишили его жизни. Та же участь постигла и сводного брата благоверных князей — Святослава.
Мстителем за убиенных братьев стал новгородский князь Ярослав Мудрый. Возле города Переяславля Русского, на берегах реки Альты, где был безвинно убит Борис, войска Ярослава разгромили Святополка. Злодей Святополк, прозванный народом «Окаянный», бежал за рубеж и окончил свои дни в полном безумии.
КНЯЖЕСКИЙ СЪЕЗД В ЛЮБЕЧЕ
Междоусобная борьба за власть, богатство и земли то затихала, когда тот или иной князь прочно утверждался на киевском столе, то вспыхивала с новой силой, после того как властители раздавали уделы своим сыновьям, дробили единство Руси и вызывали тем самым очередные братоубийственные войны. Христианские призывы духовенства к миру и согласию не могли умягчить дикие нравы тех времен. Русь разделилась на множество самостоятельных, независимых княжеств.
Карта Среднего Поднепровья
В 1097 году русские князья решили, наконец, прекратить междоусобную вражду и сплотиться перед половецким вторжением. В Черниговском княжестве, в городе Любече, что на берегу Днепра, состоялся первый княжеский съезд, на котором было принято несколько важных решений. Съезд признал нерушимость границ каждого княжеского владения: «Каждый да владеет своим уделом». В соответствии с этими постановлениями за княжескими родами закреплялась определенная территория, на которой ранее правили их предки. Так, князья, братья Святославичи — Олег, Давид и Ярослав — получили по этому соглашению Чернигов, Рязань и Муром.
Все князья, собравшиеся на съезде, торжественно поклялись на кресте неукоснительно соблюдать установленный порядок княжения. Нарушителей постановления предполагалось нещадно наказывать:
— Да будет земля Русская общим для нас Отечеством; а кто восстанет на брата, на того мы все восстанем.
Но в то жестокосердное время клятва, данная утром, вечером уже могла быть нарушена. Князья часто грешили против крестного целования, быстро его забывая. На другой день после совещания, по сговору двух князей, Святополка Изяславича и Давида Игоревича, ослепили участника съезда, князя Василька Ростиславича Теребовльского.
В 1127 году племянник черниговского князя, Всеволод Ольгович, захватил в плен родного дядю, Ярослава Святославича, и перебил княжескую дружину. Спустя некоторое время он отослал Ярослава в Муром. Невольный изгнанник обратился за помощью к великому киевскому князю Мстиславу Владимировичу: «Вступись за меня. Ты целовал мне крест. Пойди на Всеволода». Мстислав идти отказался, поскольку Всеволод был его зятем, и обиженного князя Ярослава Святославича вынудили удалиться в Муром. Так было положено начало образованию Муромо-Рязанского, а затем Рязанского княжеств.
РЯЗАНСКИЕ МЕЖДОУСОБИЦЫ
После кончины Ярослава (в крещении — Константина) Святославича в Муроме в 1129 году его место занял сын Юрий Ярославич, а другие сыновья — Ростислав и Святослав — начали править в Рязани. Мир и согласие царило между братьями, а значит, и в самом княжестве. Так продолжалось около двух десятилетий пока сын Святослава, Владимир, чем-то обиженный на своего дядю не затеял междоусобную свару. За Владимира Святославича немедленно вступились черниговские и суздальские князья, и началась бесконечная череда княжеских войн, незаметно перешедших в XIII век. Масла в огонь подливали владимиро-суздальские князья, постоянно враждовавшие с рязанскими, стремившиеся подчинить их своему влиянию и отхватить кусок-другой чужой земли.
Глеб и Святослав клевещут на своих дядей: Романа и Святослава Глебовичей. 1207 г.
Среди рязанских князей особенным изощренным коварством и беспощадностью к собратьям отличался Глеб Владимирович. В 1207 году Глеб и Олег Владимировичи оклеветали перед владимиро-суздальским князем Всеволодом III своих двоюродных братьев и дядей, в результате чего рязанские князья вместе с епископом Арсением попали в плен. Рязанская земля подверглась невиданному разрушительному опустошению: самых лучших людей выселили в Суздальское княжество, а стольный город Рязань и несколько других городов дочиста разорили и сожгли.
Князья Глеб и Константин умышляют убийство братьев
Через десять лет, всё тот же неугомонный в своих кознях Глеб Владимирович вместе с братом Константином совершил еще одно подлое кровавое злодеяние — братоубийство. В то время Глеб правил в главном городе княжества — Рязани. Не довольствуясь тем, что имел самый большой удел, злодей замыслил одним разом уничтожить соперников и завладеть их землями. Летописец так описывает готовившееся злодеяние:
«В лето 6725 (1217 год) Князь Глеб Рязанский Володимерич, научен сотоною на братоубийство, имея споспешника брата своего Костянтина и с ним диавола, иже прельсти их своим злокозньством, вложи има в помысл избити братию свою и прияти всю власть себе; приемши же в себе мысль сию и скрыша ю во сердци своем».
СМЕРТЬ ПОД ВЯЗАМИ
Чтобы заманить князей в ловушку и собрать их в одно место, хитроумный Глеб вместе с братом Константином и «проклятыми думцами-боярами» разработал коварный план, который привёл в исполнение с неумолимой, беспощадной жестокостью.
Глеб позвал на пир 6 князей
Поводом для княжеского съезда в Исадах стало предложение Глеба покончить с разногласиями и заключить мирный договор между местными князьями о неприкосновенности уделов и порядке наследования. Рязанские князья с великой радостью откликнулись на такое благодатное предложение и поспешили в Исады, загородное местопребывание великого князя, расположенное в семи верстах от Рязани на берегу реки Оки.
Село Исады издавна являлось удобной торговой пристанью. Название этого древнерусского топонима, вероятнее всего, произошло от слова «высады», означающее место высадки на берегу реки, в значении «пристань». Версия о происхождение названия от произраставших здесь садов, а также от видоизменения слова «усады-усадьба» маловероятна, поскольку многочисленные торговые пристани, расположенные на Каме и Волге, также носят название «Исады».
В другом шатре скрывались воины Глеба и нанятые половцы
Летним днем 20 июля (2 августа по новому стилю) 1217 года, (в день памяти св. Илии Пророка), к тому месту, где расположен овраг Марица, бывший раньше полноводным рукавом реки Оки, подошли ладьи шестерых рязанских князей. Это были: Изяслав Владимирович, родной брат заговорщиков, и пятеро двоюродных братьев — Кир Михаил Всеволодович, Ростислав и Святослав Святославичи, Роман и Глеб Игоревичи.
У трёх высоких раскидистых вязов были поставлены большие шатры для гостей. Глеб и Константин, как радушные хозяева, зазывали ничего не подозревающих князей на честный пир, а между тем всё было приготовлено для злодейского убийства. Нанятые половцы-кочевники, спрятавшиеся в другом, постельном шатре, нетерпеливо ждали сигнала для начала расправы, наготове были слуги и дружинники князей-убийц.
Когда начали упиваться и веселиться, тогда Глеб и Константин послали за убийцами
Когда крепкие меды затуманили головы гостям, Глеб подал условный знак и, выхватив меч, начал сечь без милости своих братьев. Не отставал от него и Константин. Подоспевшие половцы довершили кровавое дело. Как говорит летописец, вместе с князьями было убито бесчисленное количество бояр и дворян: «Прочих же бояр и дворян их без числа избиша».
После убийства злодеи поспешно убежали в степи, но вскоре вернулись с толпами диких половцев, предавая мечу и огню рязанскую землю. В яростной схватке с ними победу одержал великий князь Ингварь Игоревич, тот самый, который опоздал на кровавый пир и тем самым спасся от неминуемой гибели, потому что «не пришло еще его время и спас его Бог от лютой смерти». Несмотря на чувствительное поражение, убийцы не успокоились и не раскаялись. В следующем 1219 году Глеб и Константин снова пришли с половцами на Рязань, но были окончательно разбиты объединенными дружинами братьев Ингваря и Юрия Игоревичей.
Братоубийца Глеб сошёл с ума и пропал без вести в половецкой степи, а его брат Константин поступил на службу к черниговскому князю Ростиславу Михайловичу. Владетель Черниговского княжества, ничуть не смущаясь, принял в услужение запятнавшего себя злодейским убийством беглого князя-разбойника.
И сел на Рязани князь Ингварь Игоревич
В память победы над братоубийцами и в честь своего чудесного избавления Ингварь Игоревич основал церковь во имя Успения Божией Матери, вокруг которой впоследствии разросся Успенский Ольгов монастырь. Исторический факт основания церкви подтверждается текстом жалованной грамоты, выданной в XIV веке Ольгову монастырю великим князем Олегом Ивановичем Рязанским: «коли ставили по первых прадеды наши Святую Богородицу князь великий Ингварь, князь Олег, князь Юрьи, и с ними бояр 300, мужей 600».
ЗАБЫТЫЙ УРОК ИСТОРИИ
Во всей этой драматической истории поражает бессмысленность совершенного в Исадах братоубийства. На что надеялись Глеб и Константин? Ведь, даже если бы план заговорщиков полностью осуществился, и удалось бы убить седьмого князя, Ингваря, то оставшиеся в живых братья — Юрий и Олег — нашли возможность и средства наказать злодеев.
Князь Ингварь в походе
Русские князья-правители не обратили никакого внимания на происшествие в Исадах. Вековая борьба за власть, за первенство, постоянные междоусобицы, гибель князей в этой борьбе сделалось таким обыденным явлением, что притупило чувство сострадания, ожесточило сердца и не вызывало осуждения и укора.
Трагедия в летней княжеской резиденции Исадах послужила грозным предостережением и стала горьким уроком рязанским князьям. Об этом говорит двадцатилетний период мира и тишины, наступивший в Рязанском княжестве, свято охраняемый великим князем Ингварем: «а Ингварь Игоревич сел на столе на Рязани» и княжил до 1222 года (по другим данным — до 1224 года) и Юрием Игоревичами (погиб при героической обороне Рязани от татаро-монгольских захватчиков в декабре 1237 года).
Рязанские князья в полной мере прочувствовали и поняли пагубность кровавых междоусобиц. Они все объединились перед новым страшным испытанием — татаро-монгольским нашествием — и отдали жизни за свободу и независимость многострадального Рязанского княжества, следуя мужественному призыву великого князя Юрия Игоревича: «Братья! Лучше смертью жизнь купить, чем в поганой воле быть. С вами вместе изопью чашу смертную свою! За веру христианскую, изыми нас, Боже, от врагов наших».
Рязанские князья показали яркий пример благочестия и поистине братской, христианской любви друг к другу. Это подтверждает неизвестный монах-летописец, автор древнего «Сказания о разорении Рязани Батыем», так поэтически характеризовал погибших рязанских князей: «были они родом христолюбивые и братолюбивые, … паче меры храбры, сердцем легки, к боярам ласковы, к приезжим приветливы, … церквам прилежны». Жаль только, что другие князья — могущественные суздальские и черниговские — не вняли голосу совести и разума, оставив рязанцев биться один на один с многочисленным, неумолимым врагом-иноверцем. Они, русские князья, отказали в помощи своим братьям по вере, и были разбиты и повергнуты в прах. И сокрушил враг их гордость, тщеславие и властолюбие.
Кровавая трагедия в Исадах должна была послужить предостережением и назиданием для будущих поколений, но этот урок истории наш народ так и не усвоил. Неужели правы те, кто говорят, что история учит тому, что ничему не учит? За прошедшие времена произошло столько значительных событий в России: народных восстаний, гражданских, Отечественных и мировых войн. Сменилось несколько поколений, не осталось и тех раскидистых вязов, безмолвных свидетелей кровавой драмы.
Казалось, далекое прошлое навсегда поросло травой забвения. Но о былом злодеянии не даёт забыть поклонный крест, установленный в память безвинно убиенных братьев-князей. Он возвращает нас в то приснопамятное время и словно говорит: «Люди, помните о трагических ошибках далекого прошлого и не повторяйте их в грядущем будущем».
Владимир Семин