Волоки в Юго-Восточном Прионежье

Прежде чем осмысливать конкретную древнюю и более позднюю историю Юго-Восточной Карелии, которую по-другому именуют Прионежьем, необходимо бросить общий взгляд на ландшафты этой территории, имея в виду, что она напрямую противолежит бассейнам Волги и Онеги, то есть двум особым географическим и этнокультурным мирам.

От полосы Евразийского кольцевого континентального водораздела, которая начинается у истока Днепра на Бельской возвышенности, близ границы Смоленской и Тверской областей, расходятся своими верховьями по Восточноевропейской равнине великие и крупные реки: вовне, на запад и север, текут Западная Двина, Нева, Онега, Северная Двина и Печора, а к зоне внутреннего стока Евразии принадлежит бассейн Волги.

Центральную часть этой очень протяжённой полосы континентального водораздела, протянувшейся от Бельской возвышенности до Северного Урала, занимают Вепсовская и Андомская возвышенности. С них стекают реки, идущие в Каспийское, Балтийское и Белое моря, то есть в зону внутреннего стока Евразии, а также в Атлантический и Северный Ледовитый океаны. По данному показателю (водораздел двух океанов и зоны внутреннего стока континента) нигде в холмисто-равнинных ландшафтах умеренного климатического пояса нашей планеты нет аналога этому естественному гидроузлу.

Андомская возвышенность. Карта рельефа. Слева - часть Онежского озера, снизу - Белое озеро. Диапазон высот - от 9 до 328 м над уровнем моря

Какова же конкретная рельефно-гидрографическая ситуация на этой территории, которая направляла своей конфигурацией и спецификой миграционные потоки в первобытности, Средневековье и Новое время, то есть в пору первоначального и последующего её освоения, культурной колонизации? Последовательное продвижение вдоль полосы континентального водораздела в районе Прионежья в восточном направлении приводит к следующим наблюдениям.

В самой западной части этой территории основная концентрация населения, судя по археологическим материалам, фиксируется на балтийском склоне, то есть на весьма компактной территории в озёрно-холмистом ландшафте бассейнов Паши и Ояти, на левобережье Свири и на берегу Ладожского озера. Культурно-этническое изучение этого чётко выраженного географически субрегиона, позволит, на наш взгляд, решить ключевые вопросы культурогенеза народов Севера и, частично, Центра Русской равнины. На волжском склоне за переходами-волоками ландшафты имеют здесь вид обширной заболоченной равнины, пересечённой многочисленными речками со слабо выраженными долинами. Финно-угорское население здесь было довольно разреженным, а славянское освоение территории продолжалось ещё в XVI–XVII веках.

Три заключительных важнейших перехода-волока между системами Волги и Невы связывают бассейны двух больших озёр — Белого и Онежского. Вот их гидрографические адреса:

— исток р. Ивода, система р. Шола, пп р. Ковжа, в оз. Белое, из него р. Шексна, лп р. Волга // исток реки южн. побережья оз. Онежское, из него р. Свирь, в оз. Ладожское на его южн. побережье, из него р. Нева;

— правобережье р. Ковжа, в оз. Белое, из него р. Шексна, лп р. Волга // левобережье р. Вытегра, в оз. Онежское, из него р. Свирь, в оз. Ладожское на его южн. побережье, из него р. Нева;

— сев. берег оз. Кемозеро, из него р. Кема, в оз. Белое, из него р. Шексна, лп р. Волга // левобережье р. Вытегра, в оз. Онежское, из него р. Свирь, в оз. Ладожское на его южн. побережье, из него р. Нева.

Суммарная протяжённость течений рек обоих склонов составляет в каждом из трёх случаев не более 100 км, а терминалами являются два озёрных побережья. Восток Вепсовской возвышенности и Андомская возвышенность, где лежат эти волоки, — центральная в географическом и культурно-этническом смыслах часть зоны контактов наиболее выдвинувшихся к северу индоевропейских этносов Поволжья с автохтонным населением Севера Русской равнины. Это подтверждается археологическими материалами и древнерусскими письменными источниками, а также сведениями этнографического характера. Финно-угорские племена веси, сыгравшие важную роль в этногенезе карелов, северных русских и западных коми, считаются предками современных вепсов1. Волок между Ковжей и Вытегрой (второй в нашем списке) в XIX столетии был прорыт каналом, позволившим сформировать Мариинскую водную систему, которая до настоящего времени под названием Волго-Балтийского канала является единственным водным транспортным путём между Каспийским, Балтийским и Белым морями.

Современный исследователь средневековой археологии Русского Севера академик Н.А. Макаров пишет: «Путь на юго-восток прочерчивался по Вытегре и Ковже до Белого озера. Теперь это трасса Волго-Балтийского канала. Подъём уровня воды лишил археологов надежды увидеть своими глазами следы средневековых поселений и могильников на волоке, который соединял верховья Вытегры, впадающей в Онежское озеро, с верховьями Ковжи, относящейся к Волжской речной системе. О том, что такой волок был, говорят лишь документы XV–XVII веков. В писцовой книге 1496 года значится: «Да в Вытегорском же погосте великого князя волок Гостин Немецкой, а возят хрестьяне вытегряне изо всех боярщин да и монастырские изо всего погоста на том волоце соль и иной товар…». С помощью писцовой книги 1626/27 года выясняется, что обслуживанием волока занималось не только население Обонежской пятины («вытегряне»), но и белозерцы — жители Бадожской волости на Ковже. «Да Бадожские волости крестьяне платят с волоку, что возят гостей от Вытегорского рубежа через Бадожскую волость до реки до Ковжи…» А почему волок между Вытегрой и Ковжей носил название «Гостин Немецкой»? Потому, наверное, что он нужен был как для местной торговли, так и для ввоза во внутренние районы Севера западноевропейских товаров. В последние годы археологические разведки в низовьях Кемы, левого притока Ковжи, дали многочисленные материалы в пользу того, что в X–XIII веках Вытегорско-Ковжский путь был включён в общую систему коммуникаций Ладога — Свирь — Онежское озеро. Первооткрывателями этого пути были, вероятно, новгородцы, продвинувшиеся по Вытегре к низовьям Кемы не позднее X века… Вытегорско-Ковжский путь был известен и варягам. На одном из селищ в низовьях Кемы мы обнаружили скандинавские амулеты. Значительное число привозных вещей, в том числе денариев, найденных на Кеме, датируется XI веком. Возможно, тогда Вытегорско-Ковжский путь был особенно оживлённым»2. Заметим лишь, что эти находки не являются явным свидетельством прямого участия варягов в передвижениях по Вытегорско-Ковжскому пути: они могли быть просто привозными вещами, доставленными сюда новгородцами. Кроме того, новгородцы не были «первооткрывателями» этого пути, регулярное движение по которому сформировалось в каменном веке.

В целом основная культурная функция переходов-волоков на этом участке полосы континентального водораздела — взаимодействие населения центра Русской равнины с неславянскими этносами северо-запада Русской равнины3. Эти контакты в холмисто-озёрном ландшафте были исключительно интенсивными и продуктивными и привели к сложению единого Русского государства.

Онежский гидроузел и полоса 3

3. От гидроузла р. Волга // р. Нева (с р. Андома) / р. Онега до гидроузла р. Волга // р. Онега / р. Северная Двина (с р. Сухона) (1312 км).

3.2. Истоки двух лп р. Кема, в оз. Белое, из него р. Шексна, лп р. Волга // исток пп р. Ухта, в оз. Лача, из него р. Онега.

3.3. Исток речки вост. побережья оз. Белое, из него р. Шексна, лп р. Волга // исток пп р. Модлона, в оз. Воже, из него р. Свидь, в оз. Лача, из него р. Онега.

В природном гидроузле на Андомской возвышенности бассейны Онеги и Волги смыкаются с рекой Андома, принадлежащей к бассейну Онежского озера, то есть к системе Невы. Переход-волок на границе Вологодской и Архангельской областей и Республики Карелия, нередко именуемый карельскими, архангельскими и вологодскими учёными Великим Андомским водоразделом4, является для Европы первым при движении от Атлантики на восток окном в новый этнокультурный мир — Циркумполярную зону Евразии, к побережьям морей Северного Ледовитого океана.

Культурным терминалом на балтийском склоне этого перехода является восточное побережье Онежского озера5 с некогда губернским городом Олонец. На беломорском склоне в ближней периферии перехода, при истоке Онеги из озера Лача, расположен город Каргополь. На каспийском (волжском) склоне по всему течению Кемы до её впадения в озеро Белое нет заметных центров освоения, хотя в качестве транзитной реки она выполняла выдающуюся культурную функцию.

Зоны высокой консолидации населения лежали непосредственно за полосой водораздела — на берегах озёр Лача и Воже в верховьях Онеги, куда вели два основных перехода из волжского бассейна, то есть с истоков рек, впадающих в оз. Белое на его северо-восточном побережье. Например, именно здесь находится исследованный С.В. Ошибкиной могильник Попово, датируемый мезолитической эпохой. А на р. Модлона, впадающей в оз. Воже, А.Я. Брюсовым раскопана эталонная для изучения северного неолита стоянка Модлона.

Бассейн Онеги — узконаправленный на север природно-культурный вектор, ограниченный с запада течением Водлы, а с востока — бассейном Северной Двины. В этой географической специфике кроются и преимущества Онеги как магистрального водного пути: она быстро и без маргинальных отвлечений выводила волжские группы населения, прошедшие берегами озёр Воже и Лача, непосредственно к побережью Онежской губы Белого моря6.

Как показывают данные археологии, действовал и обратный транзит (доказано влияние беломорской неолитической культуры на более южную каргопольскую), но всё же движение в направлении юг-север было тогда преобладающим. Академик Н.А. Макаров пишет: «К северу и востоку от Белого озера лежали водоразделы величайших рек Восточной Европы. Преодолеть их можно было, лишь используя небольшие реки, озёра и волоки. Археологические памятники на маршрутах от Белого озера к Онеге и Сухоне были подробно обследованы нашей экспедицией. Путь к верховьям Онеги вёл по Ухтоме, впадающей в Белое озеро, к Волоцкому озеру и далее волоком в озеро Долгое, из которого вытекает другая Ухтома, приток Модлоны. Спустившись по Модлоне, путешественник попадал в озеро Вожже, а оттуда по реке Свиди в озеро Лача, дающее истоки Онеге. В писцовой книге 1585 года упомянут «старый волок» (он же «Красный волок») между двумя Ухтомами — Белозерской и Вожеозерской. В ходе наших разведок было установлено, что вдоль всей трассы из Белого озера к Онеге тянется цепочка средневековых поселений, удалённых друг от друга на 30–45 километров, что примерно соответствует дневному переходу на лодке. Поселения занимали ключевые участки древнего пути: в его начальном пункте, в устье Ухтомы Белозерской, на Волоцком озере, вблизи волока, у впадения Ухтомы вожезерской в Модлону, на западном берегу озера Вожже, в Чаронде, у порогов на Свиди. Крайней северной точной тут можно считать Надпорожский погост в верховьях Онеги, где обнаружены два средневековых селища… путь был проложен из Белоозера к верховьям Онеги не позднее начала XI века»7. Не следует забывать, что новгородцы использовали водно-волоковой путь, известный обитателям Севера ещё с эпохи мезолита.

Обращённые друг к другу в полосе протяжённостью 190 км побережья озёр Белое, Онежское, Лача и Воже замыкают компактную территорию в полосе Евразийского континентального водораздела, ставшую культурным полигоном, формировавшим этническую картину в этой части Русской равнины.

Этнические процессы имели, в конечном счёте, центростремительную, консолидирующую тенденцию8, но при этом данное пространство, с его широкими возможностями продуктивного расселения по побережьям больших озёр, было открыто через Шексну, Свирь и Онегу к Каспийскому, Балтийскому и Белому морям. Задача комплексного природно-культурного изучения Карельско-Вологодского Межозёрья представляется актуальной научной задачей.

Примечания

1 Пименов В.В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры. Л., 1965; Голубева Л.А. Весь и славяне на Белом озере. X–XIII вв. М., 1973; Вепсы: история, культура и межэтнические контакты: сб. науч. тр. / науч. ред. Н.Ю. Винокурова. Петрозаводск, 1999.

2 Макаров Н.А. Русский Север: таинственное средневековье. М., 1993. С. 43.

3 Токарев С.А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. М., 1958; Русские. Историко-этнографический атлас. / гл. ред. С.П. Толстов. М., 1967. Ч. 1; Жекулин В.С. Историческая география ландшафтов; Куза А.В. Новгородская земля // Древнерусские княжества X–XIII вв.: сб. ст. / отв. ред. Л.Г. Бескровный. М., 1975. С. 144–201; Дегтярёв А.Я. Русская деревня в XV–XVII веках: Очерки истории сельского расселения. Л., 1980; Голубева Л.А. Весь // Финно-угры и балты в эпоху средневековья / отв. ред. В.С. Седов. М., 1987. С. 52–64. (Археология СССР: в 20 т.).

4 Соболев А.И. Великий Андомский водораздел и охрана природы // Великие реки — аттракторы локальных цивилизаций: материалы Межд. науч. конф. Дубна, Россия, 10–12 июля 2002 г. / сост. Л. Бараней, А. Хромов. Дубна, 2002. С. 81–83.

5 Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этнографический очерк. М.; Л., 1965; Кочкуркина С.И. Древняя Корела. Л., 1982; Паранин В.И. Историческая география летописной Руси. Петрозаводск, 1990.

6 Бернштам Т.А. Поморы: Формирование группы и система хозяйства. Л., 1978; Она же. Русская народная культура Поморья в XIX–начале XX в.: Этнографические очерки. Л., 1983; Макаров Н.А. Русский Север: таинственное средневековье.

7 Макаров Н.А. Указ. соч. С. 44–45.

8 Копанёв А.И. История землевладения Белозерского края XV–XVI вв. М.; Л., 1951; Дубов И.В. Северо-Восточная Русь в эпоху раннего средневековья (Историко-археологичесике очерки). Л., 1982; Он же. Города, величеством сияющие. Л., 1985; Кочкуркина С.И. Корела и Русь. Л., 1986; Чайкина Ю.И. Географические названия Вологодской области. Вологда, 1988; Макаров Н.А. Указ. соч.

Вячеслав Воробьёв