Красный Холм

Город Красный Холм насчитывает немногим более двухсот лет существования, однако он вырос на основе старинного села Спас на Холму и включает в свою территорию древний Николаевский Антониев монастырь. Собственно город расположен на правом берегу реки Неледины, основная его часть возвышается на холме. Отдаленный от нее на расстоянии более 2 км монастырь (поселок Слобода) стоит на левом берегу реки Могочи, напротив впадения в нее Неледины.

Церковь Зосимы и Савватия в селе Слобода Краснохолмского района Тверской области, 2010 год

Согласно летописи, монастырь был основан в 1461 г. старцем Антонием, пришедшим сюда из Белозерья1. Земля, на которой возникла обитель, относилась к Бежецкому Верху и принадлежала боярам Нелединским-Мелецким, происходившим от литовских князей Мелецких, которые приняли при Василии Темном православие. В первые годы существования монастыря здесь были построены деревянные Никольская церковь и ограда.

В 1480-х гг. был сооружен каменный Никольский собор2, дошедший до нашего времени в руинированном состоянии (уцелели почти на всю высоту три стены — северная, южная и западная). Это одно из древнейших сооружений, сохранившихся на территории Тверской области. В своем первоначальном виде храм представлял собой чрезвычайно своеобразный образец московского зодчества последней четверти XV в. (Бежецкий Верх в то время принадлежал к землям Московского княжества). Для московской архитектуры характерны как строительная техника, так и основные художественно-типологические особенности собора. Он построен в технике смешанной кладки: стены из белого камня, своды из кирпича. Это был крестовокупольный четырехстолпный трехапсидный храм с одной крупной световой главой и малой главой над юго-восточным углом четверика. Фасады собора делятся лопатками на три прясла. Входные проемы оформлены килевидными перспективными порталами с полуколонками, дыньками и сноповидными капителями. В то же время архитектуру храма отличает ряд новаторских черт, которые во многом предвосхищают зодчество XVI в.: полуциркульные закомары; карнизный пояс, отделяющий закомары от поля прясел; крестовые своды в угловых западных ячейках и др.

image002_3.jpg

Николаевский Антониев монастырь. Вид с северо-востока на угловую башню, братские и настоятельские кельи. Фото 1979 г.

В 1492 г. в монастыре началось строительство еще одного каменного3 сооружения — трапезной палаты с церковью Дмитрия Солунского (в конце XVI в. ее разобрали и заменили новой трапезной с Покровской церковью, от которой остались лишь руины). Существование в конце XV в. в монастыре двух монументальных каменных строений позволяет сравнивать его с крупнейшими обителями того времени (Троице-Сергиев, московские Чудов и Симонов монастыри)4.

Первое упоминание о селе Спас на Холму относится к 1518 г., когда калужский князь Симеон Иванович, в уделе которого находился Бежецкий Верх, пожаловал село Антониеву монастырю5. В XVI в. здесь существовали две деревянные церкви — Преображения и Троицы, которые впервые упоминаются в 1575 г.6. В это время Спас на Холму был одной из значительных вотчин монастыря, крупным торговым пунктом, через который проходила дорога из Москвы и других городов к Весьегонской ярмарке.

Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь в поселке Слобода Краснохолмского района Тверской области, 2003 год

В Смутное время монастырь и село подверглись разорению. Согласно переписным книгам Д.П.Свечина (1627–1629 гг.)7, в селе остались одна деревянная церковь Преображения с Никольским приделом и всего шесть дворов. На протяжении XVII в. село постепенно росло. В 1646 г. в нем снова значатся две церкви, а в 26 дворах проживало 43 человека. В 1677 г. здесь находилось 34 двора, а численность жителей достигла 116 человек, среди которых преобладали ремесленники и мастеровые, обслуживавшие монастырь (сапожники, кузнецы, квасовары и т.д.)8. Благосостояние обители и села в конце XVII в. отразилось в значительном строительстве в монастыре. Это был один из важнейших периодов формирования его архитектурного комплекса. Возведенные в конце XVII в. Братский корпус (1685), Вознесенская церковь над Святыми вратами (1690), Братский малый корпус с воротами (1690–1697), северо-восточная башня (1697; стены и остальные башни не сохранились)9 определяют облик существующего ансамбля монастыря. Их архитектура, отличающаяся повышенным декоративизмом наружного убранства, характерна для русского зодчества середины и второй половины XVII в.

В первой четверти XVIII в. село оставалось значительным населенным пунктом. Об этом свидетельствует тот факт, что обе деревянные церкви были тогда заменены каменными храмами. В 1713 г. была освящена холодная Спасо-Преображенская церковь (с 1791 г. — собор)10, разрушенная в советское время. Это был четырехстолпный одноглавый храм с тремя апсидами. Четверик основного объема с четырехскатным покрытием имел ярусное завершение в виде светового восьмерика и глухого цилиндрического барабана. К храму примыкала двухъярусная колокольня с кубическим основанием и восьмигранным столпом, увенчанным шпилем. Архитектура церкви отличалась лаконичным, почти суровым характером. Почти полное отсутствие декора, впрочем, было, скорее всего, результатом перестроек церкви в первой половине XIX в. Фасады четверика делились лопатками на три прясла. Гладкие стены были прорезаны прямоугольными окнами. Облик теплой соборной Троицкой церкви, построенной в 1724 г. и просуществовавшей до 1820-х гг.11, нам неизвестен.

Помимо двух храмов, стоявших на вершине холма, облик села в середине XVIII в. определяли торговые постройки. В 1756 г. здесь были сооружены на средства монастыря 8 амбаров и 52 лавки, которые сдавались в наем12. В 1764 г. по закону о секуляризации церковных земель село Спас на Холму перешло в ведение коллегии экономии. В 1776 г. оно было преобразовано в город, ставший уездным центром Тверского наместничества и получивший название Красный Холм13. В 1781 г. учрежден герб города, изображающий на голубом фоне красный холм, «означающий имя сего города»14.

Утвержденный в 1778 г. регулярный план Красного Холма15 охватил большую территорию, которая включила древнее село (на северном краю города), Антониев монастырь (на его южном конце) и три деревни, располагавшиеся между ними.Эти деревни стали называться слободами — Глунцовская, Никольская и Бортницкая. Бортница и Глунцово существуют и сегодня как самостоятельные деревни, так и не слившиеся с городом. Территория Красного Холма, согласно проекту, простиралась в длину примерно на 4 км. Сильно протяженный прямоугольный план вытянут по оси север–юг вдоль берегов петляющей реки Неледины. Северная часть города (там, где располагалось древнее село), за счет выступа с восточной стороны, проектировалась более широкой. Здесь, на продольной оси всего города, устраивалась прямоугольная Соборная (Торговая) площадь, которая охватывала холм с двумя уже существовавшими храмами. На противоположном (южном) торце площади предполагалось размещение «казенных строений» (то есть, присутственных мест). Поперечная улица, пересекавшая площадь по оси запад–восток, замыкалась на обоих концах площадями-«карманами». Вся территория разбивалась взаимно перпендикулярными улицами на прямоугольные кварталы различной величины. Регулярный характер прямоугольной сетки плана нарушается извилистым руслом реки Неледины, а также независимым относительно всей композиции расположением монастыря и издавна запруженной напротив него рекой Могочей с островами.

На протяжении последующих десятилетий (конец XVIII–первая половина XIX в.) регулярный план был осуществлен лишь отчасти. По существу, была реализована только его северная половина, которая охватывала территорию древнего села и несколько кварталов к югу от него, в основном на правом берегу Неледины16. Слабое развитие градостроительной структуры Красного Холма было в значительной мере обусловлено тем, что с 1797 г. он стал заштатным городом Весьегонского уезда, в который вошла большая часть упраздненного Краснохолмского уезда.

Центром города стала обширная площадь с двумя соборами (теплым и холодным) и деревянными лавками, устроенная в соответствии с регулярным планом.

Лавки стояли у подножия холма, пространственно отделяя холм с храмами от собственно торговой (низменной) части площади. Специального здания для уездных присутственных мест выстроено не было, и они расположились в кельях Антониева монастыря17. Городские присутственные места в конце XVIII–начале XIX в. находились в деревянном одноэтажном доме, который стоял через квартал к востоку от площади. Рядом с ним в наемном доме была размещена почтовая экспедиция18.

Вся застройка города, за исключением двух соборов и монастырских сооружений, была деревянной. В 1783 г. в нем насчитывалось 311 частных домов, из которых 72 были сооружены по новому плану, а остальные сохранялись еще от сельской застройки. Из общественных зданий существовали школа для купеческих и мещанских детей, открытая в 1781 г., соляной магазин (т.е. склад), 8 лавок, 3 питейных дома, 16 кузниц. В это время в городе было 1776 жителей, однако большую их часть составляли экономические крестьяне трех слобод (955 чел.) Купечество вело незначительную торговлю хлебом и другими съестными продуктами19.

В конце XVIII в. за западной границей города по оси одной из поперечных улиц было устроено кладбище, на котором в 1794 г. возвели кирпичную Никольскую церковь20 (ул. Загородная, 81). Частично переделанное во второй половине XIX в., здание сохраняет многие черты первоначальной архитектуры. Она отличается сочетанием традиционных приемов и форм, восходящих к допетровскому зодчеству, и мотивов раннего классицизма в сугубо провинциальной редакции. Продольно-осевая композиция церкви состоит из одноглавого четверика храма с полуциркульной апсидой, равной ему по ширине трапезной и двухъярусной колокольни (ее шатер, по-видимому, относится к 1860-м гг.).

В первой половине XIX в. город развивался медленно. По числу жителей и количеству домов Красный Холм превосходил в Тверской губернии лишь Корчеву. Его жилая застройка оставалась почти исключительно деревянной. В 1825 г. в Красном Холме было 208 деревянных домов и один каменный (в общей сложности меньше, чем в 1783 г.!), работало 13 мелких заводов. Население города (вероятно, вместе со слободами) составляло 1557 чел.21. В 1846 г. эти показатели почти не изменились. В городе насчитывалось всего 237 деревянных домов и один каменный, число жителей (без слобод) — 1461 чел.22.

Жилые дома в первой половине XIX в. строились по «образцовым фасадам» 1809–1812 гг., из которых выбирались в основном простейшие по композиции и декору. Единственным каменным домом этого времени можно считать сохранившееся здание на углу квартала центральной площади (ул. Октябрьская, 1/13) — характерный образец жилой архитектуры позднего классицизма в провинциальных городах. Двухэтажный дом имеет скругленный и раскрепованный угол, акцентирующий угол квартала. Горизонтальные членения фасадов четко выявлены междуэтажным и венчающим карнизами, а также полочками на обоих этажах в уровне подоконников. Равномерный вертикальный ритм фасадов создают арочные проемы первого этажа и прямоугольные окна второго. О деревянной жилой архитектуре Красного Холма первой половины XIX в. можно судить лишь по архивным материалам. Судя по известным нам проектным чертежам23, это были преимущественно небольшие одноэтажные дома в три или пять окон на главном фасаде.

Гладкие стены прорезаны прямоугольными окнами и завершены профилированным карнизом. Некоторую выразительность таким постройкам придавали высокие вальмовые кровли. Известны дома и с более развитыми архитектурными формами, например, дом мещанки А. Митрофановой (проект 1835 г.) с семью окнами, который акцентирован четырехколонным портиком с треугольным фронтоном. Традиции деревянной архитектуры позднего классицизма продолжены в одном из сохранившихся зданий, которое построено, вероятно, в середине XIX в. Это городская дума (ул. Калинина, 53), стоящая на площади, на участке, предназначенном регулярным планом для «казенных строений». Одноэтажное здание по фасадам расчленено рустованными пилястрами. Высокие прямоугольные окна увенчаны тонко профилированными сандриками-полочками.

После сооружения в 1820–1846 гг. нового пятиглавого Троицкого собора24 (не сохранился) усилилась градостроительная роль храмового комплекса центральной площади, особенно значительного на фоне мелкомасштабной деревянной застройки. Собор был возведен не на месте прежнего обветшавшего и разобранного в 1820-х гг. теплого храма, который стоял рядом со Спасо-Преображенским собором, а в нижней (южной) части площади. Это внесло дополнительный архитектурный акцент в общую панораму города. Храм был характерен для культовой архитектуры Тверской губернии в стиле позднего классицизма. Кубический объем, украшенный четырехколонными тосканскими портиками, завершался световой купольной ротондой-барабаном с полуколоннами по периметру. По углам четверика возвышались глухие цилиндрические барабаны. С запада примыкала более широкая трапезная со скругленными восточными углами. Огромная по высоте, монументальная по формам четырехъярусная колокольня Троицкого собора (ул. Октябрьская) была выстроена в конце 1860-х–начале 1870-х гг.25. Ее архитектура, несмотря на позднюю дату, обладает полнокровными классицистическими формами, отличаясь выразительной пластикой объемов и богатым декоративным убранством. Возможно, был использован более ранний проект, одновременный самому собору. Вертикаль колокольни стала главной архитектурной доминантой в силуэте города.

Колокольня Троицкой церкви в городе Красный Холм Тверской области, 2010 год

Во второй половине XIX–начале XX в. значение города как торгового пункта несколько повысилось, особенно после проведения в 1899 г. ветки Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, соединившей Красный Холм со станцией Сонково. Получила развитие оптовая торговля льном и кожевенными товарами. Наблюдается постепенный рост населения (1866 чел. в 1858 г.26, 2,5 тысячи в 1910-х гг.27).

Довольно сильно изменяется архитектурный облик Красного Холма в последние десятилетия XIX и в начале XX в. Железная дорога, прошедшая в 1898 г. поперек городской территории28, предусмотренной планом 1778 г., окончательно закрепила изолированность освоенной к рубежу XIX–XX вв. северной части города от так и не слившихся с ней слобод (деревня Бортница, монастырская слобода). Одновременно усиливается градостроительная роль древнего центра Красного Холма. Рядом со Спасо-Преображенским собором в 1883–1903 гг. был выстроен Владимирский собор29 (не сохранился). Это был пятиглавый храм в духе церквей К.А.Тона. Непосредственным образцом для него послужил собор г. Мологи Ярославской губернии. После возведения Владимирского собора на центральной площади Красного Холма сложился внушительный храмовый комплекс из трех соборных церквей и двух колоколен, особенно впечатляющий на фоне скромной застройки небольшого заштатного городка. Такой градостроительный контраст был одной из главных особенностей архитектурного облика Красного Холма во второй половине XIX–начале XX в.

В этот период в городе появился также целый ряд более крупных двухэтажных домов, как деревянных, так и каменных. В архитектуре каменных зданий второй половины XIX в. еще живут традиции позднего классицизма, которые отчетливо сказались, например, в доме купца Бородавкина (ул. Октябрьская, 4/15). Скругленный угол здания отмечает угол квартала, выходящий на площадь. Протяженные, лаконично декорированные фасады прорезаны арочными окнами первого этажа и прямоугольными второго. Горизонтальные членения выявлены междуэтажным карнизом и тягой в уровне подоконников верхнего этажа. Кирпичные здания, построенные в конце XIX–начале XX в., характерны для периода эклектики. Среди них выразительным силуэтом выделяется жилой дом (ул. Калинина, 37/18) со срезанным углом, который выходит на перекресток двух улиц. Его нижний этаж обработан рустом. Над карнизом возвышаются фигурные аттики. Некоторые дома близки кирпичному стилю, например, дом купца Лапшина (ул. Калинина,24) и дом мещанина Ломакина (ул. Зарецкая, 16).

Наиболее интересный круг жилых домов Красного Холма периода эклектики рубежа XIX–XX вв. составляют деревянные двухэтажные здания. Разнообразные по архитектурным формам, они объединены общей чертой — богато разработанным силуэтом. Некоторые из них завершаются ступенчатыми фигурными аттиками (ул. Свободы, 32/24; ул. Октябрьская, 8/89). Другие выделяются шатровыми повышениями кровли, которые акцентируют срезанный угол объема, среднюю и боковые части фасадов (ул. Свободы, 6; ул. К.Маркса, 46/6; ул. Кашинская, 22/13; дом Мясникова — ул. Красноармейская, 81/21). Среди них два дома (ул. Свободы, 6 и ул. К.Маркса, 46/6) отличаются развитым наружным декором. У первого еще совсем недавно сохранялись великолепные резные ворота с фигурным фронтоном, щипцовыми зонтами над калитками, разнообразными накладными деталями.

В общественной архитектуре начала XX в. следует отметить два здания. В 1900 г. был построен деревянный железнодорожный вокзал — характерный для своего времени образец этого типа архитектуры. Обшивка фасадов имитирует каркасную конструкцию. Развитым декоративизмом отличается завершение фасадов. Сильно выступающий карниз с резным подзором опирается на фигурные кронштейны. Силуэт обогащают шатровая кровля над центральным ризалитом и крупные слуховые окна. Построенные около 1910 г. торговые ряды30 (ул. Пролетарская, 2/22) служат ярким примером кирпичного стиля. Они сооружены, вероятно, по образцу корпусов гостиного двора в Кашине (конец XIX–начало XX в.). Г-образное здание на двух фасадах имеет галерею, образованную металлическими колонками, несущими деревянный навес с резным подзором. Вертикальный ритм фасадов и силуэт корпуса определяют щипцовые фронтоны.

В настоящее время Красный Холм во многом сохраняет очарование провинциального заштатного городка, каким он был в прошлом. Уцелела его регулярная планировка в том виде, в каком она была осуществлена к началу XX в.31 Сохранилась значительная часть исторической застройки XIX–начала XX в., определяющая и сейчас архитектурный облик города. Особую архитектурно- градостроительную ценность представляет застройка центральной площади с каменными и деревянными жилыми домами, корпусом торговых рядов и колокольней Троицкого собора. Большим своеобразием отличается целый ряд деревянных домов, выразительных своими причудливыми силуэтами. При хорошей сохранности рядовой застройки и основных гражданских сооружений культовая архитектура Красного Холма понесла значительные утраты. В советское время были разрушены все три собора, создававшие замечательный комплекс на центральной площади. Это сильно обеднило силуэт города, в панораме которого единственной архитектурной вертикалью в настоящее время служит колокольня Троицкого собора. В руинированном виде уцелел ансамбль Ант ониева монастыря, в котором особую художественную ценность представляет Никольский собор — выдающийся памятник древнерусской архитектуры.

Примечания

1 Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М.,1879. С. 66–73; Анатолий. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверь, 1883. С. 81,82.
2 Выголов В.П. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (последняя четверть XV в.). Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1991. С. 5, 6.
3 Анатолий. Указ. соч. С. 5, 9, 10, 22.
4 Выголов В.П. Указ. соч. С. 7.
5 Анатолий. Указ. соч. С. 4; Крылов Л.И. Красный Холм и его соборы. Тверь, 1913. С. 10.
6 Крылов Л.И. Указ. соч. С. 31, 37.
7 Там же. С. 13.
8 Там же. С. 17.
9 Анатолий. Указ. соч. С. 14–15, 24, 26; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 617; Грамоты Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. Тверь, 1904. С. 63-66, 77-79.
10 Крылов Л.И. Указ. соч. С. 32–34.
11 Там же. С. 38.
12 Там же. С. 16.
13 Там же, С. 19–21. Название «Красный Холм» применялось и ранее в отношении села, однако, как предполагают, оно появилось незадолго до преобразования села в город, т. к. еще в 1772 г. сохранялось и прежнее наименование.
14 Города России: Энциклопедия. Под ред. Г.М.Лаппо. М.,1994. С. 224.
15 ПСЗРИ (Собрание первое). Книга чертежей и рисунков (Планы городов). СПб,1839. № 347.
16 РГИА. Ф. 1293. Оп.167. Тверская губ., Д. 17. Л. 1, 3; Ф. 1293. Оп.165. Д. 447.
17 Крылов Л.И. Указ. соч. С. 23.
18 РГИА. Ф. 1293. Оп. 167. Тверская губ., Д. 17. Л. 1.
19 Генеральное соображение по Тверской губернии, извлеченное из подробного топографического и камерального по городам и уездам описания 1783–1784 г. Тверь, 1873. С. 71–73.
20 Добровольский И. Указ. соч. С. 146.
21 Статистическое изображение городов и посадов Российской империи по 1825 год. СПб, 1829.
22 Краткое описание состояния Тверской губернии, основанное на сравнительных статистических данных 1783 и 1846 годов. Тверь, 1847. С. 267, 268.
23 ГАТО. Ф. 97. Оп. 1. Д. 128. Л. 119, 181.
24 Крылов Л.И. С. 4042.
25 Там же. С. 4650.
26 Исторические сведения о городских поселениях Тверской губернии. Старица, 1905. С. 97.
27 Крылов Л.И. Указ. соч. С. 25.
28 Города и районы Калининской области. М., 1978. С. 331.
29 Крылов Л.И. Указ. соч. С. 51–55.
30 Там же. С. 25–26.
31 Материалы для оценки недвижимых имуществ Тверской губернии. Выпуск 4. Оценка городов. Тверь, 1905. План № 11.

Схематический план центральной части города

image003_2.jpg

Сохранившиеся памятники: 1 – Никольская церковь, 2 – жилой дом (Октябрьская ул., 1/13), 3 – Городская дума, 4 – колокольня Троицкого собора, 5 – дом Бородавкина, 6 – жилой дом (ул. Калинина, 37/18), 7 – жилой дом (ул. Свободы, 32/24), 8 – жилой дом (ул. Октябрьская, 8/89), 9 – жилой дом (ул. Свободы, 6), 10 – дом Мясникова, 11 – торговые ряды. Утраченные памятники: 12 – Спасо-Преображенский собор, 13 – Троицкий собор, 14 – Владимирский собор.

Георгий Смирнов